Nara-auto.ru

Автосервис NARA
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем делать развал-схождение колёс

Зачем делать развал-схождение колёс?

Еще с момента использования карет и конных повозок, колеса на них устанавливались с небольшими отклонениями от продольных и поперечных осей автомобиля. Это делалось для разных целей, к примеру, колеса ставились верней частью наружу, что бы при езде, грязь не попадала на пассажиров, или наоборот, что бы колесо не соскочило с оси при потере нагеля (штырь удерживающий колесо). Кареты уже давно ушли в прошлое, но установка колес с различными наклонами дошла и используется в современных автомобилях. Эти настройки называются углами установки колес. Далее мы рассмотрим основные из них.

Схождение/расхождение колес

В сервисных центрах мы часто видим предложение отрегулировать сход-развал. В словосочетании «сход-развал» кроются сразу два параметра установки колес. Первым является схождение/расхождение. Схождение представляет собой угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля при взгляде сверху. Если плоскости колес пересекаются спереди автомобиля (как на картинке справа), то это называется схождением, если позади автомобиля, то расхождением.

Подавляющее большинство серийных автомобилей имеет схождение передних колес. Во-первых, это позволяет компенсировать действие продольных сил на колесо при качении. Во-вторых, это улучшает управляемость и стабильность на дороге. Существуют также обратные примеры: при небольшом расхождении колес увеличивается скорость реакции на поворот руля. Такие настройки часто применяются в автоспорте. Но в повседневной жизни другие преимущества схождения колес намного важнее чрезмерно «острого» руля при расхождении.

Нужен ли развал схождение?

Регулировка схождения колес необходима при:

  • плохой координированности автомобиля;
  • повышенном истирании автопокрышек.

Кроме того, мастера советуют сделать настройку, если менялась рулевая тяга, наконечники, маятниковой рычаг, шаровые опоры, стойки. Сход развал делается также при изменении высоты посадки машины, а также странном поведении автомобиля на дороге (ведет в сторону, плохо реагирует на управление, руль тяжело вывернуть после поворота).

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Регулировка схождения развала колес необходима после прохождения автомобилем каждых 15-20 тыс. км (2 р./год или после сезонной «переобувки» машины).

Новички часто думают, что процедура не такая важная и относятся к ней не очень ответственно.

Если не делать развал — сход, это может привести не только к частой смене покрышек или дискомфорту при управлении, но и к непредсказуемому поведению машины на поворотах.

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Развал колес

Другой важный параметр настройки колес – это развал. Развалом называют угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса, если смотреть на автомобиль спереди. Развал может быть положительным (если вершина колеса смотрит наружу) или отрицательным (если колесо смотрит в сторону кузова). С развитием различных типов подвесок на автомобилях встречаются как положительные углы развала, так и отрицательные. Положительный угол призван компенсировать смещение колес при нагрузке на ось (статическая загрузка, или динамическая при разгоне и торможении). Отрицательный развал улучшает сцепление и устойчивость. Машины с отрицательным развалом можно наблюдать в автомобильных гонках, но такие настройки пагубно влияют на срок службы шин.

Как правило, значения регулировок углов установки колес указываются диапазонами, в пределах которых можно их выставлять. Даже небольшие изменения этих углов влияют на управляемость и устойчивость автомобиля, ведь колесо должно сохранять оптимальную позицию во всех режимах движения, на любых скоростях и на различных покрытиях. И с помощью настройки кинематики подвески и выставлению этих углов, тот или иной автопроизводитель может придавать различный характер своим моделям.

Что такое развал-схождение

Любому автомобилю требуется периодическое обслуживание. Развал и схождение колес опытные мастера рекомендуют выполнять с промежутком около 15 тыс. км на машинах отечественного производства и до 30 тыс. на иномарках.

Прежде всего необходимо разобраться: что такое развал схождение? Эти два термина обозначают параметры настраивания подвески, которые воздействуют на контролируемость авто.

    Развал – угол между поверхностью передвижения колес и вертикалью. Верное их соотношение способствует хорошему сцеплению с дорожным полотном. Неточная установка может привести к неровному изнашиванию покрышек и вызвать трудности при управлении. Развал колес это соотношение перпендикуляра поверхности дорожного покрытия к центральной плоскости обода. Параметр определяется в градусах. Если вершина обода отведена наружу, развал считают положительным, если вовнутрь – отрицательным;


Фейсбук

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Влияние сход-развала на износ шин

Углы установки колес также влияют на износ шин. При неправильных настройках шина может изнашиваться неравномерно, что выведет её из строя раньше. В некоторых случаях по износу можно определить какие настройки сбились в подвеске.

При неправильном развале будет повышенный износ одной из сторон шины. В случае излишне положительного развала, интенсивнее будет изнашиваться внешняя часть протектора шины. При отрицательном развале, наоборот, сильнее будет изнашиваться внутренняя часть шины. В случае неверных настроек углов схождения колес шина начинает неравномерно стираться и на ней появляются заусенцы, которые можно почувствовать руками. Если вы чувствуете эти заусенцы при движении рукой, от внешней стороны шины к внутренней, то у вас недостаточное схождение колес. А если наоборот, при движении рукой от внутренней части наружу, то схождение колес чрезмерное.

Но это в теории, а в реальности, согласно нашим исследованиям, около 5% летних шин имеют износ увеличивающийся от одного плеча к другому и около 20% имеют изношенное плечо. Всё это происходит из-за неправильных углов установки колес. Поэтому регулярно осматривайте и проверяйте свои шины на предмет повреждений и неравномерного износа и следите за техническим состоянием вашего автомобиля.

Что такое кастер

Продольный угол шкворня или кастер (кастор) влияет на самовыравнивание управляемых колес за счет скорости машины. Если ракурс выставлен неверно, это может вызвать затруднения при вращении руля.

Кастор – угол соотношения вертикали и отображения оси обода при разворачивании на вертикальной поверхности, которая проходит через ось воздействия тяги. Если верхний сегмент линии уклонился вперед, кастор считается положительным, если назад – отрицательным.

Чем больше смещение в положительную сторону, тем стабильнее движение авто на ровной дороге.

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Признаки необходимости регулировки

Существует несколько признаков, при которых обязательно проводят процедуру регулировки:

  • машину во время движения на ровном дорожном покрытии постоянно «тянет» в какую-либо сторону. Автомобиль выравнивают поворотом руля;
  • на покрышках заметны истирания с одной стороны.

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Виды основных углов установки колес автомобиля

ПараметрОсь автомобиляРегулируемый параметрНа что влияет
Угол развала колес (Camber)Передняя ЗадняяДа (зависит от автомобиля)Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe)Передняя ЗадняяДаУстойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI)ПередняяНетСтабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster)ПередняяДа (зависит от автомобиля)Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкаткиПередняяНетСтабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении

Развал колес

Развал колес (англ. camber) — это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

  • положительный (+) — когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
  • отрицательный (-) — когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

Положительный и отрицательный углы развала колес

Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Рекомендуем: Что такое АКПП Tiptronic и как она работает

Когда необходимо произвести регулировку развала-схождения колес

Развал-схождение сбито, если:

  • при движении прямо руль отклоняется немного в сторону, а не находится прямо параллельно;
  • при повороте колеса «визжат»;
  • ощущается запоздалая реакция на поворот руля;
  • при движении транспортное средство тянет в какую-либо сторону;
  • слишком «мягкий» или «жесткий» руль;
  • наблюдается сильный и неравномерный износ протектора шин.
Читайте так же:
Регулировка давления после насоса

В обязательном порядке регулировку этих параметров необходимо выполнять после:

  • рулевого управления, ремонта подвески, ходовой части;
  • замены шаровых опор, втулок, амортизаторов, пружин;
  • наезда на препятствия, попадания в яму;
  • сезонной замены покрышек;
  • изменения высоты посадки машины;
  • пробега в 10–15 тыс. км.

Как определить неисправность рулевой рейки — читайте в специальном выпуске нашего интернет-издания.

Регулировка углов

Следует понимать, что произвести диагностические и регулировочные работы возможно только на специальном диагностическом стенде, так как особенно на современных автомобилях допуски определяются в минутах и имеют диапазон не более половины градуса, что определить на глазок практически нереально.

На данный момент существует несколько типов диагностических стендов:

  • световые;
  • лазерные;
  • компьютерные.

Рекомендуем: Плюсы и минусы коробок передач: что выбрать механику, автомат, вариатор или робот

Наиболее точными являются компьютерные стенды, имеющие четыре диагностические считывающие головки, устанавливаемые на каждое колесо, донные которых выводятся на монитор и показывают полную реальную картину положения всех четырех колес. Особенно это важно для диагностики автомобилей с полностью независимой подвеской, у которых на задней оси расположены узлы регулировки схождения и развала.

Нередко именно на таких стендах легко определяется перекос поперечных осей и деформация задней балки или чулка моста, что сделать на световом или лазерном стенде весьма затруднительно, а определить осевой перекос автомобиля практически невозможно.

Стоит отметить, что регулировка производится только на технически исправном автомобиле, ходовая часть которого не имеет каких-либо люфтов. Давление в шинах обязательно должно быть установлено в соответствии с техническими требованиями завода изготовителя.

Сход — развал: что это такое и зачем он нужен?

Развал и схождения колес (или как его еще называют сход-развал колес), это углы их установки, и значения этих углов будут разными для различных моделей авто. Развалом колес называется угол наклона колеса по отношению к дорожному полотну. При наклоне наружу говорят о положительном развале, при наклоне внутрь, развал называют отрицательным. Чрезмерно положительный или отрицательный развал приводит к быстрому износу резины, тем не менее в автоспорте используется отрицательный развал – он позволяет повысить остроту реакции на руль, а для внедорожников иногда используют положительный угол развала.

Схождение это разница расстояний между передними и задними точками передних колес. Другими словами, это горизонтальный угол их установки. Схождение положительное, если расстояние между передними точками колесных дисков меньше чем между задними, если же это расстояние больше, говорят об отрицательном схождении колес. Существует так же угол продольного наклона шкворня или Кастор. Его неправильные значения могут приводить к затруднениям в движении рулем и общему снижению управляемости авто в поворотах. Ну и еще одним важным теоретическим моментом является то, что развал схождение, как собственно и кастор, выставляются только на передних колесах автомобиля.

Виды основных углов установки колес автомобиля

ПараметрОсь автомобиляРегулируемый параметрНа что влияет
Угол развала колес (Camber)Передняя ЗадняяДа (зависит от автомобиля)Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe)Передняя ЗадняяДаУстойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI)ПередняяНетСтабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster)ПередняяДа (зависит от автомобиля)Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкаткиПередняяНетСтабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении

Когда и для чего нужно делать развал схождение

Регулировка развала схождения проводится в условиях нашей реальности примерно каждые 15 – 20 тысяч километров пробега для отечественных автомобилей, и каждые 30 35 тысяч километров пробега для автомобилей иностранного производства. Но, это, так сказать, плановая проверка, а между тем, в ряде случаев следует производить проверку и регулировку сход развала и до положенного срока. Среди этих случаев можно отметить следующие:

  • яма на дороге или иной жесткий удар по ходовой и подвеске;
  • ремонт или замена шаровых опор, сайлентблоков, рычагов и так далее;
  • ремонт рулевой рейки или замена наконечников рулевых тяг;
  • высокая степень износа покрышек;
  • проблемы с управляемостью автомобиля или удержанием его на прямой траектории движения;
  • неоправданно быстрый износ покрышек;
  • изменение дорожного просвета автомобиля;

Что же обеспечивает правильное выставление сход развала и кастора?

  • более длительный срок службы покрышек;
  • высокая степень управляемости машины в поворотах и виражах;
  • стабильное поведение автомобиля на дороге;
  • более высокая отзывчивость машины на команды руля;
  • незначительное снижение расхода топлива;

Важность правильной установки развала схождения колес можно выразить двумя словами – безопасность и экономия. А потому, пренебрегать этой процедурой не стоит в любом случае.

Как сделать развал схождение

Сегодня проверка и регулировка сход развала производится на станциях техобслуживания, оснащенных специальными стендами. Наиболее распространены сейчас, оптические и компьютерные стенды для регулировки развала схождения. Споры о том, где лучше производить такую регулировку, не утихают уже не первый год. Мы же скажем, что здесь все зависит от уровня мастерства и добросовестности специалиста, который выполняет данную процедуру. Бесспорным преимуществом компьютерных стендов является учет положения задних колес в процессе регулировки развала схождения. Тем не менее, и на оптических стендах можно выставить практически идеальные углы установки колес. Но перед тем как регулировать развал схождение, следует убедиться в том, что передние шины сбалансированы и что ходовая работает штатно. Иначе, регулировать развал схождения нет никакого смысла. После ремонта или замены необходимых узлов, процедуру придется повторить еще раз. Да и должного эффекта такая регулировка при наличии проблем с ходовой или подвеской, не даст. Если же вы не уверены в том, является ли причиной появившихся проблем, нарушение развала схождения, или же причина в чем-то другом, тогда пройти проверку, конечно же стоит.

Помимо всего, описанного выше процедура проверки сход развала, проведенная опытным специалистом, позволяет определить побывал ли автомобиль в дорожно-транспортном происшествии. Ибо, нарушение взаимного расположения лонжеронов, искривления геометрии кузова и другие последствия ударов, бывают на первый взгляд очень незаметными. Тем не менее, не отразиться на углах колес, они не могут.

В том случае, когда вы в процессе езды поймали достаточно глубокую яму или же замяли диск каким-либо иным способом, перед проведением проверки развала схождения поврежденный диск следует либо исправить на специальном станке, либо заменить. Кроме того, перед процедурой проверки и регулировки, обязательно проверяется давление в шинах. Разность этого давления может нивелировать всю работу и даже привести к обострению возникших проблем. Кроме того, знающие люди советуют раз в каждые десять тысяч километров пробега менять местами передние и задние колеса. Эта нехитрая процедура позволяет обеспечить равномерный износ автомобильных покрышек. Дело в том, что резина на передних колесах всегда изнашивается быстрее чем на задних.

Многое в точности и эффективности регулировки развала схождения, будет зависеть от калибровки стенда, на котором производится эта процедура. Но это, как уже говорилось, относится к добросовестности специалиста, который выполняет проверку. Работоспособность инструмента, это в первую очередь забота мастера.

Для чего необходимо делать сход-развал

Комфорт и лёгкость в управлении транспортным средством , устойчивость и предсказуемость поведения на дороге (а значит — безопасность) — вот основные требования, предъявляемые к ходовой части современного автомобиля.

Правильно выставленные углы установки колёс это:

    курсовая устойчивость автомашины;

отличная управляемость и маневренность;

Автомобиль с нарушенным сход-развалом может повести себя непредсказуемо. Например, вы едете по сухой асфальтированной дороге, машина ведёт себя нормально, но вот вы выехали на мокрую дорогу или пошел дождь, и автомобиль поехал сам по себе, а не туда, куда нужно вам. Помимо этого, такую машину постоянно приходится «ловить» на шоссе, подруливая. Естественно, что передвижение на такой машине несёт за собой немалый риск. По-сути фраза, часто звучащая в сводках ДТП «не справился с управлением» чаще всего относится именно к таким случаям.

Читайте так же:
Как отрегулировать дисковые тормоза zoom на велосипеде

При покупке поддержанного автомобиля также стоит уделить внимание углу установки колёс. Все дело в том, что у машин, побывавших в ДТП нарушается геометрия ходовой, и выставить развал на таких авто невозможно. Будьте внимательны, не купите «дрова».

Теперь пришло время подробнее остановиться на понятии «сход-развал».

Развалом — это угол наклона колеса относительно плоскости дороги. Если верх колеса «завален» на центр машины, то развал отрицательный. Думаю, не стоит пояснять, что такое положительный развал. Многие «гонщики» сознательно настраивают развал на отрицательное значение. Считается, что так автомобиль лучше проходит повороты, и более устойчив за счёт лучшего сцепления с дорогой. Все верно, но за это приходится платить быстрым износом шин.

Чтобы объяснить доступно, что такое схождение, стоит взглянуть на автомобиль сверху. Далее проведите воображаемую ось вдоль машины по её центру. Теперь выставьте руль воображаемой машины прямо. Взгляните на колеса. Идеально ли ровно они стоят вдоль воображаемой оси? Или все-таки нет? Вот сумма этих углов относительно продольной оси автомобиля и называется схождением (колёса либо сходятся к центру автомобиля, либо расходятся от него).

При положительном схождении передних колёс машина будет отличаться стабильностью управления на высокой скорости, но при этом поворачиваемость будет недостаточной.

При отрицательном схождении передних колёс машина будет лучше реагировать на повороты рулевого колёса, но вы будете ощущать рулём все дорожные неровности, а резина будет изнашиваться ускоренными темпами.

С задними колесами ситуация почти такая же, но стоит добавить, что при отрицательном схождении на задней оси автомобиль будет стараться уйти в занос.

В общем, лучше не заниматься ерундой, и выставить нулевое схождение и спереди и сзади.

Как определить, что сход-развал требует регулировки?

Во многих случаях это не определишь, но есть ситуации, когда 100% развал-сход нарушен. Итак, вам необходимо выполнить процедуру сход-развала если:

  • шины вашего автомобиля изнашиваются неравномерно;
  • при отпущенном руле на ровной дороге автомобиль уводит в сторону;
  • при ровно выставленных передних колёсах рулевое колесо стоит неровно;
  • машиной стало трудно управлять.

Обязательно необходимо делать регулировку сход-развала при смене параметров колес — например, переход с летнего комплекта на зимний, ведь очень часто у автовладельцев диаметр зимних колес меньше, чем летних.

В каких случаях обязательно выполнять процедуру развала-схождения?

Желательно каждые три месяца заезжать на СТО для проверки развала. Помимо этого после выполнения работ, связанных с ремонтом ходовой, обязательно стоит проверять развал-сход. После сильных ударных нагрузок (например, «поймали» яму на скорости) или после длительного передвижения по некачественным дорогам развал-сход также может быть нарушен. Проверять развал желательно и при сезонной смене резины. Если края шин начали ускоренно изнашиваться — нужно ехать проверять развал.

На что еще влияет неправильно отрегулированный сход-развал?

При нарушенном развал-схождении происходит быстрый износ деталей ходовой, шин (об этом было сказано раньше). Ну и самое основное — безопасность на дороге. С нарушенными углами установки колес автомобилем тяжело управлять, порой он становится непредсказуемым.

Могу ли я самостоятельно в гараже отрегулировать развал-сход?

Сделать это руками без специальных стендов можно, но это будет достаточно трудоемко и неточно. Без специального стенда Вы не сможете сделать точный сход-развал своими руками.

Как стало понятно из статьи, лучше не шутить с таким делом как углы установки колес. Ведь помимо дополнительных расходов на покрышки и детали подвески вы подвергаете риску, как свою жизнь, так и жизни ваших пассажиров и других участников дорожного движения.

Видео о том, как производят регулировку сход-развала на стенде:

Выводы

Проверка и регулировка развала схождения колес, процедура важная и необходимая. Тем более она важна в наших условиях, с нашими дорогами и их состоянием. Выставления правильных углов сход развала колес позволяет повысить управляемость автомобиля, его устойчивость и стабильность во время движения. Так же благодаря правильным значениям углов установки колес снижается износ автопокрышек и расход топлива.

  • Почему троит двигатель: основные причины
  • Глохнет двигатель на холостом ходу: почему и что делать
  • Признаки неисправности ступичного подшипника
  • Почему при торможении бьет педаль тормоза

Оставить отзыв
Отменить ответ

Развал колес

Развал колес (англ. camber) — это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности.


Положительный и отрицательный углы развала колес

Как сделать развал-схождение колес?

Как сделать развал-схождение колес?

Ходовая система любого авто работает без нареканий, если показатели развала и схождения колес находится в норме. Отклонение параметров приводит к проблемам:

  • покрышки быстро и неравномерно изнашиваются;
  • машина теряет курсовую устойчивость и «не слушается» при управлении;
  • появляется люфт рулевой рейки. Руль смещает положение при движении авто по прямой траектории. Чтобы сохранить прямолинейность движения, приходится с силой держаться за руль;
  • штоки амортизаторов испытывают дополнительную нагрузку;
  • быстро изнашиваются детали и расходники: шрус, сайлентблок, рулевая рейка.

Избежать негативных последствий можно только благодаря своевременным техобслуживанию и ремонту. Попробуем разобраться, как сделать развал-схождение колес, какие нюансы нужно учитывать и с чего начать процедуру «настройки».

Как сделать развал-схождение колес

Развал-схождение колес: расшифровка понятий

Изменение угла положения колес относительно друг друга и дорожного полотна ведет к потере управляемости транспортного средства. Каждый производитель устанавливает для авто свои значения углов.

Схождение, развал и кастер — углы установки колес. Эти параметры имеют регламентируемые значения.

Угол, указывающий на положение шины по отношению к дорожному покрытию. Если угол в минусе, шины становятся «домиком» — «M». Если угол в плюсе, верх шины смотрит наружу, а нижняя часть — внутрь «W».

При положительном угле плоскость вращения шины пересекается впереди авто. При отрицательном угле плоскость вращения пересекается сзади — покрышка уходит назад.

Продольный угол образуется вертикалью и осью поворота шины на продольную плоскость транспортного средства. Если кастер в плюсе, ось наклоняется назад, а если в минусе — вперед.

Когда требуется регулировка развала-схождения

Сход-развал задних и передних колес проверяют ежегодно: весной, когда зимние покрышки меняются на летние, и зимой, когда летняя резина меняется на зимнюю.

За сезон колесо машины может неоднократно заскочить в яму, налететь на лежачего полицейского или ухабину. Все это приводит к расшатыванию подвески и изменению углов положения колес.

Своевременная регулировка стоит дешевле, чем капремонт ходовой.

Делать развал-схождение передних колес нужно и при обнаружении неисправностей: отклонение в траектории при прямолинейном движении, потеря управляемости, преждевременный износ автопокрышек и другие признаки изменения угла установки шин.

Важно. Проверку углов проводят сразу же после ДТП или попадания в глубокую яму. Специалисты также рекомендуют проверять колеса после 20–30 тысяч километров пробега.

Как сделать развал-схождение колес

Как сделать развал-схождение колес самому

Услуги автомастерских — недешевое удовольствие. Поэтому опытные автовладельцы часто регулируют углы расположения колес в условиях, далеких от профессиональных.

Гаражная диагностика бывает эффективной, но только при условии, если вы обладаете необходимыми знаниями, опытом и владеете методиками. В остальных случаях рационально обратиться к квалифицированному специалисту, что позволит сэкономить время и получить качественный результат.

Чтобы проверить схождение колес своими руками, транспортное средство поставьте на ровный твердый пол.

  • Руль должен стоять прямо — «на нуле». Это позволит выставить колеса в положение, в котором они прибывают, когда движутся по прямой.
  • Не допускается дополнительно нагружать подвеску: поднимать машину на домкрате, ставить на подъемник. При подъеме подвеска разгружается, а во время опускания на пол колеса становятся неровно. Погрешность устраняют специальными сдвижными платформами, но в обычном гараже такие приспособления редко имеются.
  • Замеры начинают с регулировки схождения колес. Значение определяют для каждой шины, сравнивают с указанием производителя.

Последовательность действий зависит от конструкции ходовой системы. Регулировка развала и схождения колес состоит из нескольких этапов:

  1. Поставить транспорт на ровный пол с ямой.
  2. Проверить работоспособность подвески и рулевой части. Устранить неполадки, а изношенные расходники заменить.
  3. Измерить давление в покрышках и целостность дисков, размерность колес. Устранить неточности.
  4. Поставить колеса ровно.
  5. Приступить к замерам.
Читайте так же:
Регулировка клапана насоса гур маз

Советы по развал-схождению колес своими руками

Регулировка начинается с проверки ходовой системы машины. Все неисправности нужно отремонтировать. Только после устранения неполадок начинают работу по настройке углов колес.

Помните и о факторах, которые определяют углы положения колес:

  • исправность ходовой системы;
  • уровень давления в автопокрышках;
  • загруженность машины.

Давление в шинах предварительно выравнивают. Авто ставится на диагностику без дополнительной нагрузки.

Если проводился ремонт ходовой системы, желательно перед разбором подвески выделить все соединения, которые разъединятся. Рекомендуется также посчитать обороты при выворачивании руля.

Как сделать развал-схождение колес

Эти простые советы используют не только гаражные мастера, но и квалифицированные автомеханики, которые используют для развала-схождения задних и передних колес метод компьютерной диагностики.

Причины, по которым сход-развал в машине нужно делать чаще, чем 1 раз в год

Развал-схождение


нструктивно подвеска большей части автомобилей имеет возможность регулировать сход-развал. Эта процедура необходима для того, чтобы по завершении замены, настройки деталей, человек за рулем машины получал удовольствие при поездке от правильно установленных передних колес. Кроме того, это один из важных факторов, определяющих безопасность движения. Специалисты при разработке проекта подвески передних, задних колес учли, что после каждого ремонта или замены изделий этого узла требуется регулировать углы наклона. Производителем заложены возможные отклонения от заданных параметров, имеющие минимальные значения, выражающиеся в единицах, долях угловых секунд. Обычно инженеры автомобильного производства говорят о нескольких углах установки. Они оказывают большое, а, точнее, решающее значение на динамику, управляемость и экономичность при эксплуатации машины.

Их перечень выглядит следующим образом:

  1. развал;
  2. сход (схождение);
  3. кастер и др;

Первый параметр представлен в виде угла наклона колес относительно полотна дороги. Он бывает положительный (верхняя сторона ската направлена вверх и наружу) и отрицательный (верхняя часть его наклонена внутрь). Каждое из этих положений имеет плюсы, минусы. Правильный наклон передних колес, нужен для обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием и стабильного управления. Угол схождения надо понимать, как разницу расстояний, измеряемых по нижним и верхним точкам колес. Признаком отклонения от регламентируемых производителем показателей бывает ускоренный сильный износ, ведущий к частой замене покрышек и увеличению расхода топлива. Схождение измеряется в миллиметрах, а также градусах/минутах. Кастер — продольный угол наклона шкворня, он нужен для стабилизации управления и самовыравнивания колес.

сход развал автомобиля Land Rover Defender Сход развал land rover range rover supercharged сход-развал Land Rover Defennder сход-развал Land Rover Defennder

Что такое развал?

Развал — это вертикальный угол наклона оси колес по отношению к дорожному полотну. Если посмотреть на машину спереди и внимательно приглядеться к колесам, можно увидеть, что они стоят не точно вертикально, а под углом и наклонены к плоскости дороги. Если верхние части колес смотрят друг на друга, как два покосившихся столбика, то это отрицательный развал. Если они направлены в стороны от машины, то положительный. Отрицательные развалы часто используются в кольцевых гонках, так как они придают большую стабильность машине на высоких скоростях. Положительные развалы пригодятся для хорошей маневренности. Их используют для настроек машин, выступающих на раллийных грунтовых трассах, где скорость невысока, но приходится выполнять много резких маневров. Эти же принципы применимы и для настроек гражданских машин.

Запасная пружинка. Как защитить машину от пробоя колеса?


Когда нужно проводить регулировку схождения и развала


На выполнение этой процедуры изготовитель дает рекомендации, в них указано, после какой величины пробега нужно это делать. Для отечественных машин он нужен в пределах 10-20 т. км, для иномарок 25-30 т. км. Важно помнить, что даже если авто не было в ДТП и на нем не выполняются замены элементов ходовой со временем установка углов нарушается. В ходе эксплуатации из-за просадки сайленблоков, пружин амортизатора и прочих элементов подвески, параметры нужно менять. Появление микроскопического люфта в соединениях ведет к замене этих показателей. В связи с этим опытные автомобилисты придерживаются «золотого правила» не реже раза в год проверяют правильность установки углов.

Внеочередную регулировку углов установки (схождения, развала) надо делать в следующих случаях:

  • при замене стоек амортизатора, стабилизатора, шаровых опор, подшипников пружины, рулевых тяг, рейки, редуктора и многих других деталей ходовой;
  • ускоренный износ шин;
  • погнут диск в результате удара колеса о препятствие, требует замены или реставрации;
  • самопроизвольный увод машины в сторону;
  • изменение параметра дорожного просвета за счет укорачивания или удлиннения пружины;
  • замене шин на шины другого размера;
  • по окончании поворота руль не возвращается в первоначальное положение;
  • при сезонной замене резины;


При этом, при замене многих деталей, если есть уверенность, что не сбиты настройки, опытному водителю регулировку можно проводить по желанию, для подстраховки. Т.к. по поведению автомобиля опытный водитель быстро определит целесообразность такой регулировки.

когда делать развал схождение развал схождения когда надо делать когда делать сход развал />

Признаки нарушения регулировки

Если у вас новый автомобиль, его балансировка проводится еще на заводе, потому сразу же из салона есть в автосервис нет необходимости.

Обычно разбалансировка развал-схождения появляется в результате тех или иных действий со стороны водителя. Но нельзя исключать и естественный износ авто.

Есть несколько симптомов, позволяющие четко понять, что развал-схождение сбился, и нужно делать корректировку:

  • Когда машина входит в поворот, колеса начинают издавать визг;
  • При движении по прямой машина начинает отклоняться в сторону. Смещение может происходить влево и вправо;
  • Отпуская руль, машину может начать тянуть в какую-то сторону;
  • Наблюдается ускоренный износ покрышек.

Заметив один или несколько подобных симптомов, обязательно стоит проверить развал и схождение. Не исключено, что проблема кроется и в подвеске. В любом случае диагностика нужна.

сход развал

Почему при замене узлов и деталей ходовой части нужно делать геометрию?


Это связано с тем, что положение колес зависит от указанных деталей. Например, регулировка была проведена со старой опорой, имеющей определенный зазор, по окончании замены на новую, люфт отсутствует, значит, и угол наклона другой. Менять рулевые наконечники, тяги, рейку надо также с учетом, что потребуются дополнительные работы по установке углов скатов. Ведь после замены указанных деталей все параметры будут нарушены, а с помощью наконечников регулируется схождение. Если не менять настройки, то произойдет ускоренный износ покрышек, ухудшится управляемость транспортным средством. При замене ШРУСа специалистам приходится разбирать крепление шаровых опор, подшипников, а порой рулевых наконечников. По окончании замены перечисленные изделия необходимо поставить на место, при этом существует большая доля вероятности, что произойдет сбой настроек. Что, в свою очередь, ведет к тому, руль окажется в ненормальном положении, возможен самопроизвольный увод авто в сторону. Угол установки колес зависит и от клиренса, поэтому по окончании замены пружины, покрышек на другого размера, произойдет изменение параметра дорожного просвета, что так же потребует регулировки геометрии.

Когда балансировка нужна обязательно

Существует несколько процедур, связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей, когда потребуется в обязательном порядке провести работы, связанные с корректировкой положения колес относительно кузова.

Эти правила распространяются на все автомобили, будь то:

если-разметка-противоречит-знакам-чем-руководствоваться

Если разметка противоречит знакам, чем руководствоваться, как ехать

  • Киа Рио;
  • Шевроле Лачетти;
  • Хендай Солярис;
  • Лада Гранта;
  • ВАЗ 2110;
  • Дэу Нексия;
  • Ниссан Кашкай;
  • Рено Логан;
  • Митсубиси Лансер;
  • Мерседес С класс;
  • БМВ 5;
  • Ауди А3;
  • Шевроле Авео и пр.

При следующих рассмотренных ситуациях, если не делать развал-схождение, можно столкнуться с негативными последствиями.

В обязательном порядке балансировка колес делается:

  • после замены шаровой опоры;
  • после установки новых рулевых наконечников;
  • при замене ШРУСов.

Положение автомобильных колес напрямую связано с шаровыми опорами. После замены наклон колеса изменится, а потому и балансировка окажется неправильной.

Схождение зависит от рулевого наконечника. А точнее от его настройки.

ШРУСы напрямую на подвеску не влияют. На балансировка все равно нужна, поскольку при замене этих элементов требуется снимать рулевые наконечники или опоры.

Читайте так же:
Регулировка редуктора переднего моста урал 4320

развал сход

Когда делается сход-развал при смене пружин

Эта запчасть отвечает за плавность хода, нивелирует небольшие кочки и ямы, а также помогает справляться с крупными препятствиями на дороге. Но со временем любая подвеска проседает. И каждая ее настройка должна подгоняться под обновленное просевшее место, потому что дорожный просвет становится больше, из-за чего все элементы узла меняют свои показатели, в том числе и развал-схождение. Поэтому угол установки рекомендуется проверить сразу после монтажа пружины.

Наша продукция

Оборудование для регулировки УУК. Компьютерные стенды Hunter

Самостоятельно сделать сход-развал возможно (при наличии знаний и измерительных инструментов), но точность такой процедуры все же уступает работе, выполненной на профессиональном оборудовании.

Основным инструментом для регулировки УУК в современном автосервисе является стенд — комплекс, состоящий из компьютерной «базы» и навесных приборов, прикрепляемых к колёсам автомобиля.

По принципу работы стенды делятся на несколько типов:

  • Оптические. Пионеры среди своих собратьев, оптические стенды применялись еще несколько десятилетий назад. В основе их работы — использование специальных трубок с направленными световыми лучами, которые проецируются на измерительную плоскость. Положение световой точки позволяет определить угол наклона колес. Такие стенды обладают низкой точностью измерений и сегодня почти не используются.
  • Лазерные. Потомки оптического стенда, эти аппарат используют уже не световой, а лазерный луч, который направляется на измерительную плоскость и возвращается обратно. При нулевых углах установки колёс луч должен вернуться в ту же точку, из которой вышел. На данный момент лазерные стенды постепенно сдают позиции: несмотря на доступную цену, сложность использования и большая погрешность измерений заставляют автосервисы отказываться от данного оборудования.
  • Компьютерные: наиболее популярные стенды на текущий момент. В зависимости от технологии отличаются ценой, стоимостью и сложностью обслуживания, скоростью и точностью измерения. В качестве передающих датчиков могут использовать корды (кордовые стенды) или инфракрасные излучатели (ИК-стенды), однако самым точным и универсальным стендом, способным измерять все возможные углы колёс и геометрию кузова, является 3D-стенд. Отличие данного типа в том, что он строит трехмерную проекцию автомобиля с помощью камер и специальных фотоэлементов. Единственным минусом 3D-стенда является его высокая стоимость, которая, однако, перекрывается многофункциональностью, простотой использования, высокой точностью и скоростью измерений.

В автосервисах «Гиперавто» регулировка УУК выполняется на одном из самых современных 3D-стендов Hunter HawkEye Elite американской компании Hunter Engineering. На сегодня HawkEye Elite является самой продвинутой разработкой компании, занятой в автомобильной промышленности с 1930 года. Официальное программное обеспечение WinAlign, база по автомобилям всех рынков (включая внутренний японский), регулярная поверка и калибровка приборов и технологичность оборудования — все это позволяет максимально быстро проверить углы установки колёс и отрегулировать их с высочайшей точностью.

Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Что такое сход-развал? Слова «развал» и «схождение» всегда упоминаются вместе, но по факту имеют различный смысл. Они обозначают операции по регулировке и настройке подвески автомобиля, суть которых состоит в установке правильных углов осей управляемых колес машины.

Если посмотреть спереди на автомобиль, на котором были выставлены углы развала, то колеса на передней оси будут отклонены наружу на угол до 2 градусов от вертикали. Если поставить колеса параллельно, то руль будет поворачивать значительно сложнее. Этот эффект хорошо заметен на машинах без усилителя руля. Углы развала для правого и левого колеса должны быть как можно ближе по значению, иначе автомобиль будет уводить в сторону при движении.

Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть

Схождение – это то же самое, только если смотреть сверху. Передние колеса автомобиля, который побывал на стенде сход-развала, будут смотреть передними кромками внутрь.

Это и называется сходимостью колес. Плюс к этому измеряется еще несколько параметров положения колеса и осей автомобиля.

На наших машинах регулировку делают в основном только на передней подвеске, для иномарок возможна также регулировка всех колес.

Зачем это надо? Во-первых, чтобы улучшить курсовую устойчивость авто, чтобы машину не уводило в сторону (отпустите руль на ровной дороге – и поймете, о чем я). Во-вторых, для более легкого управления машиной, увеличения маневренности, уменьшения склонности к заносам. И в-третьих, чтобы автомобиль «не жрал резину». Если углы установлены неправильно, то за месяц можно «убить» абсолютно новую резину, потому что из-за трения она будет сильно стираться в одном месте.

Периодичность. Обычно для наших машин интервал 10 000-15 000 км, для иномарок – до 30 000 км. Внеплановый сход-развал делают:

Если водитель «поймал» на дороге большую яму и замял колесный диск;

После ремонта ходовой части (например, замены наконечников рулевых тяг, рычагов подвески, сайлент-блоков);

При изменении клиренса машины (например, установки вставок, укороченных пружин);

Если машину стало уводить в сторону;

При сильном износе относительно новой резины;

Когда руль плохо возвращается в нужное положение при выходе из поворотов (когда вы после поворота не выкручиваете его обратно в исходное положение, а просто отпускаете, и он сам должен встать, как надо).

Для оказания этой услуги понадобятся:

1. Стенд сход-развала.

2. Подъемник или специально оборудованная яма.

3. Траверса (специальный домкрат).

4. Поворотные круги.

5. Подвижные задние платформы.

Измерение углов проводится с помощью специальных датчиков, которые крепятся на колеса автомобиля. Между датчиками и компьютером должна быть связь, технически это может быть реализовано по-разному. По способу передачи данных стенды делятся на кордовые, инфракрасные, радиоканальные и 3D-стенды.

В кордовых стендах между датчиками натянуты измерительные кордовые нити, а от датчиков до самого стенда проходят кабели. Из достоинств таких стендов можно отметить высокую помехоустойчивость и относительно низкую стоимость. Плюс к этому, центральная станция стенда может стоять где угодно по отношению к автомобилю. Это важно, если нет возможности установить станцию перед подъемником или ямой, тогда ее можно поставить сбоку. Из недостатков – относительно долгий процесс измерения и, как правило, отсутствие функции «компенсация биения методом прокатки», что увеличивает время регулировки. Также тросики корда и провода могут мешаться под ногами. Ну и, наконец, импортные кордовые стенды обычно микропроцессорные. Почему это не очень хорошо, будет рассказано ниже.

В инфракрасных стендах обмен данными идет, соответственно, по инфракрасному каналу.

Никаких кабелей и проводов;

Более высокая, чем у кордовых стендов, скорость работы;

У некоторых стендов есть опция «компенсация биения методом прокатки». Скорость прохождения автомобиля через операцию выравнивания колес будет такая же, как у 3D-стендов.

Помехоустойчивость ниже, чем у кордовых стендов. Бывают случаи, когда происходят сбои по неизвестным причинам. Если рядом батарея или солнечный луч попадает в датчик – приходится или ставить экран на батарею, или вешать штору от солнца на ворота. Если проводные стенды таких помех не боятся, то для инфракрасного надо учитывать этот фактор при планировке размещения;

Центральная станция должна стоять строго перед автомобилем.

Радиоканальные (Вluеtооth) стенды – это практически то же самое, что и инфракрасные, только обмен между датчиками идет по инфраканалу, а на центральную станцию передача данных – по радиоканалу. Это более современный и помехоустойчивый вариант, чем просто инфракрасный стенд. К тому же, на таких стендах центральную станцию можно ставить где угодно.

3D-стенды – это отдельный разговор. В этих стендах стоят специальные камеры, снимающие мишени, которые вешаются на колеса. На мишенях есть рисунки, которые камеры и снимают. Принцип измерения основывается на изменении размеров предметов при их наблюдении в перспективе и ракурсе. Зная форму, реальный и видимый размеры рисунка на мишени, можно рассчитать расстояние до него и угол, на который он повернут.

К недостаткам таких стендов можно отнести то, что они работают на ограниченном диапазоне высот подъемника, то есть существует минимальная и максимальная высота подъема. При выходе из этого диапазона мишени выпадают из поля зрения камер, и регулировка невозможна. Также 30-стендам требуется жесткое крепление и около 2 м свободного пространства перед подъемником. Ну и, конечно, цена.

Читайте так же:
Блока иж техно регулировка

А достоинств множество. 30-стендам не требуется ни аккумуляторов, ни проводов. Не имеют значения неровности пола или параллельность платформ подъемника относительно друг друга и пола. Они быстрые, точные, не требуют калибровки. Измеряют не только углы установки колес, но и дают полную информацию о геометрии кузова и подвески. Не нужно вывешивать колеса для компенсации биения дисков, достаточно прокатить автомобиль немного назад, а потом немного вперед. Короче, это элита среди стендов.

Также еще есть 2 очень дешевых стенда – оптические и лазерные. На них развал надо делать минут по 40, и при этом развальщик должен иметь большой опыт, так как фактически все делается вручную. Крайне не советую останавливаться на этом варианте. Если 3D-стенд – это Меrсеdеs, то эти два варианта – ржавая «копейка» 70-х годов выпуска.

Все стенды, кроме 3D, в свою очередь, делятся на шестидатчиковые (П-образный контур) и восьмидатчиковые (замкнутый контур). Разница в том, что восьмидатчиковые позволяют измерять не только угол установки колеса, но и просчитать и просмотреть размер «базы»: расстояние между центрами колес, смещение осей, т. е. увидеть деформацию ходовой части, кузова. Бывают случаи, когда клиент приезжает на станцию со словами: «Мне в другом сервисе два дня делали, ничего не сделали, все равно машину тянет в сторону»; автомобиль загоняют на стенд – колеса ровно стоят, а кузов кривой как бумеранг.

Еще нужно обратить внимание на основу центрального модуля. Это может быть полноценный персональный компьютер или микропроцессор, встроенный в ящик. Лучше брать с компьютером. С ним в комплекте идет программа и в случае сбоя ее достаточно просто переустановить и стенд оживает. На микропроцессорных стендах программа прописывается в микросхемах, и если она слетела, то своими силами вы ничего не сделаете. На ПК, обычно, намного легче производить обновление программного обеспечения (то же самое, что обновить программу на домашнем компьютере). На микропроцессорах обновлять ПО неудобно – надо покупать или менять плату расширения.

Есть сложность в том, что компьютерные стенды раз в год или в случае сбоя нужно калибровать, а делается это при помощи калибровочной рамы. В комплект поставки она обычно не входит, поэтому при покупке надо спросить, есть ли она у продавца, чтобы в случае чего быстро обслужить стенд.

Чем дороже стенд, тем проще на нем работать. Компьютерные стенды делают по принципу «на дурака». При работе на компьютерном стенде достаточно, чтобы механик понимал, что если он крутит рулевой наконечник в эту сторону, то наклон колеса идет вот в эту сторону.

Приведем алгоритм работы почти на любом компьютерном стенде:

1. Повесить захваты.

2. Навесить датчики.

3. В меню на экране выбрать модель машины.

4. Вывесить ось и сделать колесом один оборот либо прокатить автомобиль на 20 см.

5. Повернуть руль влево-вправо. Диагностика на этом закончена.

6. Выскакивает таблица, где стоят параметры углов, допуски (как оно должно быть) и фактические показатели автомобиля (как оно есть сейчас). Если показатели в норме, то изображение будет зеленого цвета, если нет – то красного.

7. Задача развальщика – загнать углы в нормы, т. е. крутить гайки до тех пор, пока красное не станет зеленым.

И все, вот он – весь основной процесс. Если развальщик работал на дешевом оптическом или лазерном стенде, то ему достаточного 1 дня, чтобы переучиться на компьютер.

По ценам. Стенд сход-развал на 2 колеса оптический «СКО-1М» (Беларусь) стоит 43 000 руб., лазерный «УЛК-2» (Россия) – 21 500 руб.

В ценовой группе до 400 000 руб. однозначно стоит брать «ТехноВектор» – это намного лучше дешевого импорта. Кордовый стенд сход-развала «ТехноВектор» «ТЧ216» (Россия) – 220 000 руб. Несколько слов о «ТехноВекторе» и его преимуществах. У него очень хорошие показатели надежности, по статистике даже лучше, чем у итальянских стендов. Приемлемая цена. Очень большая база данных – порядка 20 000 машин. Для сравнения: такие базы данных у европейских производителей стендов бывают только в люксовых версиях, а у дешевых микропроцессорных версий база обычно на 6–8 тысяч машин. В отличие от любого импортного стенда, в комплекте у «ТехноВектора» идет калибровочная линейка, которая отдельно стоит около 1000 евро. Все стенды «ТехноВектора» сделаны на базе персонального компьютера. Во многих недорогих итальянских стендах все завязано на микропроцессор, что создает некоторые неудобства. В добавок «ТехноВектор» имеет встроенную справочную систему, подсказывающую, «где какую гайку крутить». В иностранных стендах это доступно только в самых топовых версиях.

Если денег чуть больше, можно взять радиоканальный стенд марки Нuntеr, Ноfmаnn или Rаvаgliоli. Они стоят около 400 000 руб. Ну а если денег совсем много, то берите 3D. Стенды Нuntеr стоят порядка 600 000 руб. Судя по отзывам, Нuntеr надежнее. По крайней мере, светодиоды и камеры у них летят реже, чем у Jоhn Веаn. Стенды для ямы, подъемника, подвесной конструкции у них практически одинаковые, разница только в системе крепления.

Траверса нужна для вывешивания оси автомобиля, чтобы поворачивать колеса при диагностике, крутить нужные гайки и регулировать положение колеса.

Подъемник выбираем в зависимости от выбранного стенда. Для сход-развала обычно используют четырехстоечные подъемники, ножничные подъемники либо специальную яму. На многих подъемниках для сход-развала уже установлены передние поворотные круги, задние платформы и траверса. В этом случае их отдельно покупать не придется. Если брать отдельно, например, для ямы, поворотные круги обойдутся в 11 000 руб., платформы примерно столько же, траверса около 50 000.

Для точного измерения важно, чтобы подъемник был выставлен в строго горизонтальное положение. Отклонения будут создавать ошибки и влиять на результаты измерений. Причем добиться горизонтальности платформ в поднятом состоянии относительно пола и относительно друг друга – это задачка не из легких. Ножничный подъемник обеспечивает более точную горизонтальность, чем четырехстоечник. К тому же, можно взять ножничник с подъемником второго уровня, который позволяет вывесить обе оси автомобиля сразу. Хорошо сделанная яма тоже дает точный горизонт, особенно если учесть, что там платформы не поднимаются.

Для 3D-стендов лучше брать ножничный, а не четырехстоечный подъемник, иначе передние стойки подъемника могут помешать камерам стенда «видеть» мишени. Однако, если расстояние между стойками достаточно большое, то можно пользоваться четырехстоечником. Для 3D-стенда горизонтальность платформ неважна, так как с точки зрения стенда автомобиль «парит в воздухе». Можно воспользоваться ямой, но там надо будет дополнительно выкопать участок для размещения стенда спереди ямы.

Если стенд не имеет опции «компенсация биения методом прокатки», когда автомобиль нужно прокатывать вперед-назад, то нет необходимости брать подъемник с удлиненными трапами.

Также вам пригодится справочник с информацией производителя о параметрах углов элементов подвесок и колес, если этой информации не окажется в базе данных стенда. Тут все зависит от того, какие марки машин вы будете обслуживать.

Необходимая площадь зависит от выбранного вами стенда. Если, например, брать 3D-стенд и делать яму, то размеры поста будут следующие:

1 м от входа до ямы (в зависимости от планировки помещения);

2 м от края ямы до стойки с консолью;

0,5 м сама консоль стенда;

Получаем: длина – 9 м, ширина – минимум 4,5 м, площадь – 40,5 кв. м. Хотя я видел, например, такой вариант: четырехстоечный подъемник + оптический стенд «СКО-1М». Размеры были такие: длина подъемника + по метру спереди и сзади. Итого 6,5 м 4,5 м = 30 кв. м площади.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector