Nara-auto.ru

Автосервис NARA
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование авторских и смежных прав

Правовое регулирование авторских и смежных прав

Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право выполняет четыре функции.

Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства..

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Четвертая функция — защита прав авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

В настоящее время авторско-правовые отношения регулируются вступившем в силу с 1 января 2008 года частью 4 ГК РФ, а именно главой 70 статьями с 1255 по 1302 все действующие до вступления в законную силу части 4 ГК отменены вводным законом, в т.ч.: Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

Объективная форма произведения.Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

— письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);

— устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);

— звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);

— объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

Объективная форма произведения выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте".

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В.Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.

Опубликование — это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, — это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Читайте так же:
Как отрегулировать реле давления если оно не отключается

Исполнение — это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Объекты авторских прав. Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство.

В статье 1259 ГК РФ дано легальное определение объектов авторского права.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Закон об авторском праве и смежных правах

Необходима регистрация

Действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 28 июля 2004 года, вступил в силу с даты опубликования).

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, вступили в силу с 28 июля 2004 года (дня официального опубликования Федерального закона в «Российской газете»), кроме изменений к статьям 16, 37, 38 и 39, относящихся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», которые вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.

(в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле– и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко– и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

воспроизведение фонограммы – изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

запись – фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;

изготовитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

исполнение – представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);

исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

Читайте так же:
Карбюратор солекс 21083 как отрегулировать винт качества

передача в эфир – сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

показ произведения – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир – последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения – любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом

Как COVID-19 отменил авторское право

Для процесса освоения культуры необходимо сопротивление среды, как для движения – сцепной вес. Таким весом, похоже, обладает ковидный шарик, заперший нас в четырех стенах.

Зеленый, пупырчатый, похожий на Шрека шарик под ником COVID-19 за какие-то три месяца отменил все «базовые ценности», которым сильные и умные мира сего любой ценой заставляли поклоняться человечество последние 200 лет. Права и свободы, не сходившие с уст политиков, задекларированы в десятках документов – от Великой хартии вольностей (1215) до Декларации прав человека и гражданина (1789). Хочешь жить дальше – поступись тем, чем жил прежде. Об этом вопиют все карантинные меры, закрытые границы и пустые улицы. В XXI веке человеки и граждане сидят по домам и нещадно наказываются за несанкционированный выход на балкон. Зеленый шарик теоретически может их убить. Но может и пощадить – его намерения точно никому не известны, а права и свободы без малейшего сопротивления уже пошли ковиду под хвост – западные аналитики сами удивляются, с какой скоростью. Ну, как говорится, за что боролись…

Авторское право родилось в Британии в 1710 г., раньше всех пресловутых прав человека. От Статута королевы Анны пошло и широко применяемое понятие копирайтинга. Но тогда монополия книгоиздателей мешала развиваться литературе. Потом ей мешала цензура. Теперь не мешает ничего. Почему же голимая коммерция никак не выстроит линейку шедевров? Копирайт распространялся вирусоподобно, защищая богатых и знаменитых от бедных и безвестных и лишая последних права пользоваться благами культуры. Развитие интернета, как казалось поначалу, вернет неликвидные культурные достижения к средневековым этическим нормам, когда люди искусства считали свои произведения принадлежащими всем, а заявление прав на них – делом греховным. Но господин Копирайт в Средневековье возвращаться не собирался, и в 1993 г. Playboy первым засудил владельца интернет-сайта. Фото голых красоток получили правовую субъектность. Развернулась борьба с «пиратством», отнюдь не сомалийским. Предметы высокого искусства за бешеные деньги и не всегда легально перемещались на стены и в хранилища дворцов олигархов и признавались выгодным вложением. Остальных неуклонно толкали в жерло массовой культуры, не ограниченной ни национальной традицией, ни этикой, ни эстетикой.

Главным проводником культурной селекции стало телевидение. Сеанс внушения недоступности высокого искусства массам прошел так же успешно, как до него – ничем не обеспеченная пропаганда искусства, якобы «принадлежащего народу». 90% местных жителей как не попадали в Большой театр при советской власти, так не попали туда и после «перестройки». Что говорить о Прадо или Метрополитен, Ла Скала или Венской опере? Мы и в одесской-то отродясь не бывали! А средний «чек» московских театров колеблется в диапазоне от 5 до 15 000 рублей. Не разбежишься даже со столичной пенсией! Путь вниз всегда легче, чем наверх, и человечество без особого сопротивления согласилось с духовной девальвацией. Только остатки интеллигенции тихо постанывали.

«Поэзия – это власть!» – сказал Мандельштам, понимая поэзию в античном, всеобъемлющем ключе. Но невежество – тоже власть, а пропаганда невежества – ее мощное пиар-сопровождение. Некий молодой человек, отвоевав на гражданской, слушал лекции Блока по истории западных литератур. Чтобы оттаяли чернила, ставил пузырек на живот. Иногда он один приходил в аудиторию, но Блок все равно читал четыре часа подряд. А когда они случайно встретились на Мойке, начинающий писатель с голодухи нечаянно выщипал весь хлеб, который великий поэт нес под мышкой. Этот единственный слушатель стал Вс. Ивановым, которого теперь никто не читает. Он хотел знать про западные литературы всё. И его невежество под знаниями умирающего Блока таяло, как чернила на теплом животе.

Читайте так же:
Регулировка и замена троса привода дроссельной заслонки ланос

Невежество нашего времени такого рода, за которым не надо нырять в пучину океана или взбираться по горным отрогам. Значительная часть культуры с конца ХХ века находилась в открытом доступе. Никогда в мировой истории путь к самообразованию не был так короток и дешев и никогда, кроме смутных времен, не происходило с такой скоростью культурное одичание сытых и вполне благополучных людей. В эпоху потребления именно потребление культуры по сравнению с имитацией ее примитивных форм оказалось не вошедшим в список насущных потребностей. Премьеру 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде слушали не только партработники, но моряки, пехотинцы, бойцы ПВО. Истощенные завсегдатаи концертов едва ли составляли большинство в зале филармонии. Но плакали и рукоплескали все!

Постепенно двери культурного контента запирались. Россия, то ли по безалаберности, то ли подсознательному инстинкту, закрывала глаза на контрафакт дольше остальных. Мы успели почти все посмотреть и прочесть. Но, как выразился мой друг: «Для процесса освоения культуры необходимо сопротивление среды, как для движения – сцепной вес». Таким весом, похоже, обладает ковидный шарик, заперший нас в четырех стенах. Совершенно бесплатные культурные события на бесчисленных онлайн-платформах перечислить невозможно. Венская опера? Пожалуйста! Видеосервисы? Тысячи фильмов! Театры? Какие угодно! Библиотеки, включая собрание Ватикана и Конгресса США. Виртуальные экскурсии по всем музеям мира. Аудиокниги. Бесчисленные семинары-вебинары. Лекции всех университетов. Игровые тренажеры. Концерты? Устанешь выбирать. Заметим, абсолютное большинство этих ресурсов давно платные. Культура впервые за десятилетия повернулась лицом к людям, которые давно помахали ей коллективной рукой. Конечно, бабушка в Рязанской области так и осталась с «Давай поженимся», но для нее и самоизоляция – дело привычное. Статистика посещаемости появится позже. Надеемся, она будет выше, чем на лекциях Блока.

Нет, не копирайтом единым и не ловлей неуловимых «пиратов» живы творцы! Но неужели, чтобы вспомнить об этом, нужны чрезвычайные обстоятельства? После карантина оценим.

Новое в авторском праве в 2021 году

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК источниками авторского права являются отдельные нормы ГК и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК и другим федеральным законам.

В 2021 году помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; Законами РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем», рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и вступившая в силу для Российской Федерации, и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, действующая для России. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

Изменения в законе об авторских правах в 2021 году

В 2021 году для регистрации собственных прав как автора, обязательно должны присутствовать два фактора:

1. создатель объекта интеллектуальной собственности;
2. и, собственно, сам объект.

Законодательство Российской Федерации не ограничивает ценности, которые могут подлежать защите.

К примеру, к таковым могут быть отнесены:

• сценарии;
• фильмы;
• литературные произведения;
• наброски, чертежи, а также готовые картины;
• песни;
• музыкальные произведения;
• копирайтинг (написание статей на веб-ресурсы);
• скульптуры;
• карты;
• компьютерные программы;
• фильмы и пр.

При этом, закон оставляет право оформления авторских прав не только на произведение целиком, но и на его определённую часть. Например, главного героя фильма или романа.

Кроме того, существует группа объектов, которые не могут быть защищены авторским правом (согласно статье 1259 ГК РФ).

К таковым можно отнести:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• общеизвестные сведения;
• тексты официальных документов;
• произведения народного творчества;
• звуковой и графический контент, который относится к государственной символике и пр.

Таким образом, право автора не может быть оформлено на произведение, долгое время находящееся в свободном пользовании широкого круга лиц. К примеру, принцип или сама идея использования меди и олова являются общедоступными, так как и сегодня они повсеместно применяются во всём мире.

Авторское право в России регулируется статьями 1255-1302 Гражданского кодекса РФ, согласно содержаниям которых, в роли обладателя интеллектуальной собственности может выступать исключительно гражданин её создавший, который наделён следующими правами:

1. подписывать данную собственность своим именем;
2. имеет возможность обнародования произведения по своему усмотрению;
3. наделён правом неприкосновенности результатов его творческой деятельности.

Также, исходя из текса статьи 1257 ГК РФ, автором такой собственности считается гражданин, чьим именем она подписана. При этом, данное утверждение можно оспорить в судебном порядке.

Одной из главных особенностей 4 главы Гражданского кодекса является то, что российским законодательством не установлен какой-либо универсальный порядок получения авторства. Например, в данном нормативном акте заявлено, что автору достаточно заявить о себе как о гражданине, создавшем данное произведение.

Однако, такой подход на практике влечёт за собой многочисленные нарушения:

• кража интеллектуальной собственности;
• плагиат;
• распространение или же создание пиратских копий и пр.

Итак, процедура оформления прав автора на его творение не регламентирована со стороны российского законодательства, утверждающего, согласно статье 1257 ГК РФ «презумпцию авторства гражданина». Основная суть данной презумпции состоит в том, что, если гражданин может предоставить в суд экземпляр произведения, который может быть рассмотрен в качестве ранней его версии, которой располагает его оппонент – он и будет признан законным автором.

Однако, большинство юристов считает этот механизм совершенно ненадёжным в практических условиях. Ведь доказательство собственной правоты в суде является очень долгим и достаточно затратным мероприятием. Вот почему сегодня владельцы интеллектуальной собственности всё чаще стремятся найти иные способы оформления и защиты собственных прав.

Обнародование собственного произведения под своим ИФО. Данный способ считается самым ненадёжным и не выступает регистрацией авторства, лишь защищая законного собственника интеллектуальной собственности от попыток её присвоения злоумышленниками.

Регистрация в органах реестра. Самой крупной из подобных организаций в нашей стране считается РАО. Найти её представительства можно практически в каждом крупном городе России, а регистрация в ней – считается одним из самых надёжных способов. Всё, что Вам понадобится, чтобы избежать проблем со злоумышленниками – просто обратиться в организацию до момента фактического обнародования произведения.

Например, чтобы зарегистрировать собственные авторские права на песню, необходимо посетить организацию, предоставить сотрудникам доказательства того, что вы являетесь автором и оплатить услуги. Стоит отметить, что представители РАО лишь удостоверяют первое обращение с произведением, а не проводят анализ и расследование на авторство. интересное на портале

Тест «На сколько вы активны»
Тест «Подходит ли Вам ваше место работы»
Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни»
Тест «Есть ли у вас задатки лидера»
Тест «Способны ли Вы решать проблемы»
Тест «Для начинающего миллионера»
Тест который вас удивит
Семейный тест «Какие вы родители»
Тест «Определяем свой творческий потенциал»
Психологический тест «Вы терпеливый человек?»

Как правило, на полное оформление патента организации понадобится не более 20 дней, после чего автор получает на руки регистрационное свидетельство, которое может быть в дальнейшем использовано в суде в качестве доказательства.

Кроме того, для регистрации авторских прав можно воспользоваться услугами, предоставляемыми в любой нотариальной конторе, посетив её с паспортом, а также двум копиями регистрируемого произведения. В случае, если произведение достаточно объёмное и состоит из десятков страниц – все листы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Специалист заверяет документ прямо в Вашем присутствии, а затем Вы получаете один из экземпляров обратно с возможностью использования его для подтверждения собственных прав на него в любой инстанции, включая судебные органы.

Следующий метод не пригоден, если дело касается произведений искусства. По большей части способ разработан для защиты авторского права на товарные знаки, изобретения, а также различные промышленные образцы. Всё, что потребуется – предоставить в бюро пакет необходимых документов.

Зарегистрировав обращение, сотрудники ведомства проверят уникальность интеллектуальной деятельности (не имеет ли она соответствующих аналогов в общем доступе). Отметим, что данный способ регистрации занимает до 3 месяцев и требует довольно серьезных затрат.

Как защитить авторские права на свое творчество, чтобы получать от использования другими интеллектуальной собственности доход десятки лет? И можно ли заранее подстраховаться от кражи собственности злоумышленниками? Юристы заверяют – можно!

Для этого лишь стоит воспользоваться перечисленными выше способами.

Однако, если факт недобросовестного использования уже установлен вами – автор имеет право отстоять собственные интересы в судебном порядке, подав один из следующих исков:

• о признании законного авторства;
• о компенсации нанесённого морального и материального вреда;
• о восстановлении положения дел, которое существовало до зафиксированного нарушения.

Регистрации, как и защита авторских прав являются относительно новыми понятиями для российской действительности. А поэтому, данные вопросы сегодня ещё не достаточно проработаны в законодательстве. Однако, ситуация меняется с каждым днём, ведь вопрос авторства контента – один из самых острых в Интернете.

Закон о защите авторских прав с изменениями от 2021 года

Авторское право является институтом гражданского права, который регулирует правоотношения, связанные с использованием произведений творческой или интеллектуальной деятельности.

Защита авторских прав регулируется статьями 1252 и 1301 ГК РФ. В ст. 1255 ГК РФ говорится о том, какие права принадлежат автору.

• Право авторства.
• Право автора на имя.
• Право на неприкосновенность произведения.
• Право на обнародование произведения.
• Исключительное право на произведение.

Субъектом авторского права является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Ему принадлежит весь спектр прав: Личные неимущественные и исключительные права, которые дают возможность использовать произведение в любой форме, не противоречащей закону. Автором является тот, чье имя указано на оригинале.

Объектом авторского права в 2021 году является произведение науки, искусства, независимо от способа его выражения.

Личные неимущественные права:

• Право признаваться автором произведения.
• Право использовать или разрешать использовать свое произведение под псевдонимом.
• Право обнародовать произведение в любой форме.
• Право на неприкосновенность произведения.

Исключительное право на произведение предусматривает:

• Изготовление одного и более экземпляров произведения (воспроизведение).
• Распространение путем продажи.
• Публичный показ.
• Импорт с целью распространения.
• Прокат оригинала или экземпляра.
• Публичное исполнение.
• Сообщение в эфир.
• Сообщение по кабелю.
• Перевод и переработка произведения.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации исключительное авторское право действует после смерти владельца еще семьдесят лет.

Статут королевы Анны ввел авторское право. Он защищал авторов книг, карт и чертежей. Авторство действовало в течение 14 лет, затем его можно было продлить.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» № 187-ФЗ гласит о том, что правообладатель может заблокировать сайт, если на нем обнаружен нелицензионный контент.

Закон об авторском праве претерпит изменения:

• Будет изменен объем ограничений в использовании баз данных.
• Суд сможет принимать соразмерные с правонарушением обеспечительные маары, направленные на пресечение использования произведений в СМИ.
• Исключительное право будет распространяться на все произведения творческой и интеллектуальной деятельности.

темы

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам.
После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу.
Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу.
Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло.
-так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?

посмотреть ответ

посмотреть ответ важноеБесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83

ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Последние изменения в законах об авторском праве

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу, однако в соответствии со ст. 4 ГК РФ и ст. 5 Вводного закона применяется к отношениям, возникшим до введения в действие ч. 4 ГК РФ. Многие нормы закона, особенно в его редакции, действовавшей с 01.09.2006, были восприняты первоначальной редакцией ч. 4 ГК РФ дословно, но есть и исключения.

Изменения законодательства выразились, в частности, в следующем:

  • Авторские права теперь включены в более широкую категорию интеллектуальных прав.
  • Право на защиту репутации (ст. 15 закона) заменено правом на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) (в литературе приводится мнение, что это фактическая замена личного неимущественного права имущественным).
  • Ранее законодательство об авторском праве состояло главным образом из специальных законов, при этом закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» в иерархии занимал подчиненное положение по отношению к Закону об авторском праве и смежных правах (п. 1 постановления пленума ВС РФ № 15).
  • В ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах шла речь о действии авторского права в целом, теперь же в ст. 1256 ГК РФ определены критерии предоставления охраны исключительному праву. Личные неимущественные права авторов охраняются без ограничений.
  • В отношении нарушений технической защиты, о которых говорилось в ст. 48.1 Закона об авторском праве, ст. 1299 введены санкции (возмещение убытков или компенсация).

Закон (ФЗ) об авторском праве и смежных правах и ГК РФ: ретроактивное действие правовой охраны

С момента присоединения РФ к Бернской конвенции 1886 должна была подлежать применению ее ст.18, регулирующая распространение правовой охраны на все произведения, опубликованные ранее и охраняемые на территории страны происхождения (ретроактивное действие). Однако согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224, присоединение к ней нашей страны было обусловлено спорным уведомлением (оговоркой) о неприменении обратной силы (по примеру США, поступивших аналогичным образом в 1989 году).

После введения в 2004 году изменений и дополнений в ст.ст. 5, 28 Закона об авторском праве и смежных правах в судебной практике сложилось представление о том, что Постановление 1994 года «утратило актуальность» (см., например, определение ВАС РФ от 23.08.2012 № 6782/12). Однако официально оно было отменено лишь в связи с вступлением России в ВТО на основании Постановления от 11.12.2012 № 1281.

В настоящее время норма ст. 1256 ГК гласит, что правовая охрана в России предоставляется всем произведениям, не перешедшим в общественное достояние в стране происхождения или в РФ вследствие истечения срока охраны.

После присоединения СССР, а затем РФ к важнейшим международным конвенциям, шло движение в сторону сближения с международным правом по продолжительности срока действия исключительного права на произведение. Завершением этого процесса стало произошедшее в 2004 году увеличение общего срока с 50 до 70 лет.

Новеллы законодательства об авторском праве

  1. Масштабные изменения и дополнения ГК РФ в части регулирования интеллектуальных прав содержатся в ФЗ от 12.03.2014 № 35-ФЗ (большая часть норм введена с 01.10.2014). Наиболее значительные из них следующие:
    • 01.01.2016 из-под действия авторского права выведена геологическая информация о недрах, и, напротив, с 01.01.2017 к числу объектов авторского права отнесены карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к топографии;
    • норма, определяющая порядок залога исключительных прав (ст. 358.18);
    • новая редакция статьи о праве на отзыв (ст. 1269);
    • переработка положений о свободном использовании (при этом ст. 1275 в новой редакции вступила в силу с 01.01.2015, ст. 1276 — с 01.10.2014);
    • появление категории открытой лицензии в форме договора присоединения (ст. 1286.1), что является шагом на пути к введению «свободной лицензии», получившей распространение в связи с развитием интернета;
    • дополнение статьи о компенсациях новым видом — в размере двукратной стоимости контрафактных экземпляров (ст. 1301).
  2. С 01.06.2018 вступят в силу изменения в ст. 1239 внесенные законом «О внесении изменений…» от 05.12.2017 № 381-ФЗ, предусматривающие право автора на получение процентов от цены перепродажи его произведения аукционными домами, галереями, магазинами и т.п.

Со времен действия Закона об авторском праве и смежных правах произошли значительные изменения в экономике и обществе. Однако в целом система правовой охраны, заложенная в этом законе, вместе с заданным им понятийным аппаратом была перенесена в ч. 4 ГК РФ. Реформирование авторского законодательства обусловливается, с одной стороны, развитием технологий, а с другой — тенденцией сближения с международными нормами и требованиями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector