Nara-auto.ru

Автосервис NARA
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка давления токоприемника на контактный провод

Токоприёмник

Токоприёмник (энергополучатель) — тяговый электрический аппарат, предназначенный для создания электрического контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью (электропроводом) и, следовательно, токосъёма. Реализует контактный способ токосъёма [1] .

Конструкция [ править | править код ]

Файл:Pantograph breaks.webm

Воспроизвести медиафайл

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе

Конструкция токоприёмников и их характеристики определяются мощностью (током нагрузки) и скоростью ЭПС, габаритами подвижного состава и приближения строений, расположением контактных проводов или рельса в плане и по высоте относительно ЭПС, характером изменения расстояния между основанием токоприёмника и контактным проводом или рельсом, условиями управления подъёмом и опусканием токоприёмников. Токоприёмники должны обеспечивать надёжный (без повреждений), экономичный (с минимальным износом контактирующих элементов) и экологичный токосъём.

Комплексы конструктивных элементов, входящих в состав контактных токоприёмников, подразделяют на [1] :

  • Базовые элементы, необходимые для участков, электрифицированных как на постоянном, так и на переменном токе
    • Система подвижных рам (полностью определяет поперечную жёсткость токоприёмника)
    • С подвижным основанием
    • Контактирующие
    • Полозы
    • Каретки — элемент конструкции токоприёмника, обеспечивающий упругое перемещение полоза относительно верхнего шарнира системы подвижных рам, и предназначенный для уменьшения влияния инерции рам в процессе взаимодействия с контактной сетью путём упругого расчленения масс токоприёмника
      • Плунжерные
        • Вертикальные
        • Наклоняемые
        • С демпфированием
        • Предохранительные
        • Аэродинамические — предназначены для улучшения аэродинамических свойств токоприёмников, зависящих от воздействий воздушного потока
          • Уменьшающие лобовое сопротивление
          • Экранирующие
          • Компенсирующие аэродинамическую подъёмную силу
          • Устанавливаемые в верхнем узле токоприёмника
          • Устанавливаемые в системе подвижных рам

          Комплексы базовых и альтернативных элементов содержат все токоприёмники отечественного ЭПС.

          Безаварийная работа ЭПС и контактной сети в значительной степени зависит от характеристик, определяемых конструкцией подъемно-опускающего механизма (привода) токоприёмника. Привод должен обеспечивать: необходимую величину опускающей силы, требующейся для надёжного опускания токоприёмника (при необходимости) с заданной скоростью за определенное время; определенную величину удерживающей силы, предотвращающей самопроизвольный подъём токоприёмника при высоких скоростях движения; заданное статическое нажатие на контактный провод с возможностью его регулирования как вручную, так и автоматически; достаточно малое время подъёма и опускания токоприёмника без повреждения его элементов и контактной сети при заданных эксплуатационных скоростях движения подвижного состава. Кроме того, привод токоприёмника должен управляться дистанционно. По виду используемой энергии все приводы токоприёмников разделяют на пневматические, электрические и гидравлические [1] .

          Разновидности токоприёмников [ править | править код ]

          Токоприёмники различают по условиям работы и по конструктивному исполнению:

          Токоприемники

          Токоприемники предназначены для передачи с помощью скользящего контакта электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электровоза.

          Не зависимо от типа и конструктивных особенностей, токоприёмники состоят из четырёх основных узлов:

          1. Основание укреплённое на опорных изоляторах.

          2. Подвижной системы, состоящей из подвижных рам шарнирно соединённых друг с другом с основанием.

          3. Контактная система представляет собой совокупность каретки и одного или двух полозов.

          4. Механизма подъёма и опускания, состоящего из подъёмных, опускающих пружин и цилиндра пневмопривода.

          Токоприемник Л13У

          Токоприемник Л13У состоит из основания, подвижных рам, несущих кареток и контактного устройства (полоз), и подъемно опускающего механизма.

          Основание выполнено в виде сварной рамы с двумя опорными и двумя скрепляющими поперечными швеллерами.

          Нижние подвижные рамы включают в себя поворотные трубчатые валы, установленные шарнирно в основании с помощью цапф, и закрепленные на них поперечные трубы 9.

          Верхние подвижные рамы состоят из скрепленных трубой по диагонали двух продольных труб 15, на концах которых размещены шарниры. Они служат для установки подшипников, размещения распорок, соединения верхних рам друг с другом, а на крестовине труб — с нижними рамами.

          На пальцах распорок установлены каретки 21. имеют форму трапеции, что позволяет полозу перемещаться вверх, вниз и вправо, влево по продольной оси. Такая конструкция обеспечивает лучшее прилегание полоза к проводу, а так же смягчает удары о контактный провод. С основанием шарнирно соединены две серьги 2, а с ними также шарнирно связана верхняя планка 3. Коромысло 6 шарнирно на оси установлено на планке 3. К коромыслу болтами крепят полоз токоприемника. Коромысло с полозом может поворачиваться в определенных пределах относительно планки 3. Основание 1, серьги 2 и планка 3 образуют трапецию. Между основанием 1 и верхней планкой 3 вставлена сжатая пружина 4, которая всегда стремится растянуть трапецию, придав ей симметричную форму. Прорези в серьгах 2 позволяют изменять форму трапеции. 1 – основание каретки 2 – серьга (тяга) 3 – планка 4 – пружина 5 – валики 6 – коромысло 7 – полоз 8 – угольные вставки 9 – держатели вставок

          Полоз 18 представляет собой штампосварную конструкцию из листовой стали, несущую съемные контактные угольные вставки. На концах полоз имеет отогнутые вниз рога, исключающие попадание контактного провода под полоз на воздушных стрелках. Длина полоза выбрана с учётом зигзага контактного провода, который обеспечивает равномерный износ угольных вставок.

          Подъемно-опускающий механизм состоит из пневматического привода и подъемных пружин 3, системы тяг 14 и рычагов 6, соединенных с валами 7 нижних рам. Пневматический привод двухстороннего действия установлен на основании 1 и имеет правый и левый пневмоцилиндры, поршни которых уплотнены манжетами и воздействуют на опускающие пружины, встроенные в цилиндры. Для безударного опускания верхних рам на основании 1 установлены два амортизатора 2.

          Все шарнирные узлы токоприемника зашунтированы медными гибкими соединениями.

          На электровозах ВЛ80 с № 2056 и ЭП1 устанавливают токоприемники Л1У1 с плунжерно-рычажными каретками, а также с полозами с тремя рядами угольных вставок вместо двух. На основании 1 каретки закреплен шарнирно-рычажный механизм 7, на скобе 4 которого с помощью оси 3 размещен кронштейн 5 с полозом 6. Шарнирно-рычажный механизм 7 подрессорен пружиной 2 установленной на основании.

          Работа. При подаче сжатого воздуха от вентиля ЭВТ-54А в пневматический привод поршни цилиндров сжимают опускающие пружины. При этом действие этих пружин на валы 7 нижних рам нейтрализуется. Под действием усилия пружин 3 происходят поворот валов 7 и подъем нижних и верхних рам токоприемника. Синхронизирующие тяги обеспечивают вертикальный подъем полоза. При касании полоза контактного провода подъемные пружины 8 создают необходимое статическое нажатие. Каретки 21 обеспечивают слежение полоза при небольших изменениях подвески контактного провода.

          Для опускания токоприемника сжатый воздух из пневматического привода выпускают в атмосферу. Опускающие пружины через тяги шарнирно-рычажной связи и валы нейтрализуют действие подъемных пружин, обеспечивая определенное опускающее усилие. Токоприемник опускается до тех пор, пока подвижные рамы не станут на амортизаторы.

          Токоприемник ТАсС-10-01

          Токоприемник в соответствии с рисунком 3 состоит из следующих основных узлов: основания 6, пневмопривода 3, несущего рычага 12, верхней рамы 11, сочлененной шарнирно с несущим рычагом 12, как непосредственно, так и через тягу 10 и тягу кулисы 7, за счет перемещения ее шарнира в продольном пазу направляющей рамки 8; двух кареток 1 из шарнирно подрессоренных четырехзвенников 5; полоза 2 и синхротяги 9 кареток. Тяга 9, соединенная с каретками 1 и несущим рычагом 12, в совокупности с верхней рамой 11 образует шарнирный параллелограмм, стабилизирующий горизонтальное положение полоза 2 и обеспечивающий синхронную работу кареток. Полоз оборудован угольными вставками 4, установленными на медной подложке.

          Рисунок 3 — Токоприемник асимметричный ТАсС-10-01

          1 — каретки; 2 — полоз; 3 — пневмопривод; 4 — угольные вставки; 5 — четырехзвенники; 6 — основание; 7 — тяга кулисы; 8 — направляющая рамка; 9 — синхротяга; 10 — тяга; 11 — верхняя рама; 12 — несущий рычаг.

          Основание 6 выполнено в виде сварной рамы из швеллеров. К основанию приварены стойки, на которых закреплен пневмопривод 3. На поперечном швеллере основания размещены две направляющие рамки (кулисный механизм).

          Пневмопривод представляет собой резинокордный баллон со встроенным внутри шарнирным механизмом, закрепленном на фланцах, что обеспечивает его прямолинейное расширение при подаче сжатого воздуха.

          Несущий рычаг, рама верхняя, тяга кареток выполнены из алюминиевого проката.

          Работа. Сжатый воздух, подведенный из магистрали питания, поступает в пневмопривод 3; усилие пневмопривода приложенное к малому плечу несущего рычага 12, поворачивает его на полуосях, закрепленных шарнирно на основании 6; длинное плечо несущего рычага перемещает вверх средний шарнирный узел токоприемника и вместе с ним верхнюю раму 11; верхний шарнир кулисной тяги 7 перемещается вместе с несущим рычагом вверх и передает усилие пневмопривода на верхнюю раму с помощью тяги 10 за счет перемещения нижнего шарнира кулисной тяги в продольном пазу направляющей рамки 8; это обеспечивает поворот верхней рамы относительно несущего рычага с помощью синхротяги 9; каретки 1 с полозом 2 поднимаются вверх до упора вставок 4 в контактный провод; четырехзвенники 5 кареток, преодолевая усилие пружин, просаживаются до обеспечения каретками нормируемого контактного нажатия; при выпуске сжатого воздуха из пневмопривода подвижные части токоприемника под действием собственного веса опускаются на буферные устройства; подрессоренный шток буферного устройства просаживается на пружине, гася энергию удара и предотвращая деформацию подвижных частей токоприемника.

          Токоприемники

          Токоприемник ТАсС

          Электровозы передвигаются по железной дороге с помощью токоприемников. Это «антенны» приема постоянного или переменного тока, располагающиеся на крыше локомотива. Если в метро поезда получают ток с рельс, то на железной дороге – из проводов, располагающихся сверху, по принципу трамваев.

          Строение токоприемника

          Все токоприемники пантографного типа схожи между собой строением. Состоящие из двух рам, которые являются подвижными, они могут подниматься и опускаться. Полоз токоприемника располагаются на верхней раме и состоят из угольных или металлокерамических пластин, через которые поступает ток.

          Кроме этого, существуют базовые, альтернативные и дополнительные части в каждом токоприемнике. Базовые и альтернативные части присутствуют абсолютно в каждом токоприемнике, что касается дополнительных (защитные устройства, охлаждающие, предохранители и т.д.), то они установлены на новейших моделях токоприемников.

          Токоприемники подразделяются на следующие виды:

          • Пантографный;
          • Штанговый;
          • Дуговой;
          • Боковой.

          Все они отличаются видом и типом подъемного механизма. Еще один – рельсовый – не входит в этот перечень, т.к. является отдельным типом питания от рельсов и имеет совершенно иное строение.

          Токоприемник ТЛ-13У

          Легкие токоприемник, использующийся на электровозах семейства ВЛ80, функционирует с переменным током. Контактные ставки на данном устройстве установлены угольные. Устройство этого токоприемника

          В основании крепятся два вала, которые поворачиваются вокруг своей оси. К валам прикреплены нижние рамы, верхние же рамы скреплены вверху специальным устройством – кареткой. С помощью тяги, которая синхронизирует работу валов, они поворачиваются одновременно, что позволяет раме подняться. Когда валы начинают работать наоборот – рамы опускаются. Установленные пружины растягиваются и сжимаются, возвращая токоприемник в прежний сборный вид. Пружины на токоприемник ТЛ-13У действуют постоянно в активном состоянии и в состоянии покоя. Воздух, выпускаемый из пружин, позволяет им складываться и распрямляться.

          Токоприемник устанавливается на опорных изоляторах, потому что постоянно находится под действием высокого напряжения. Шланг, изолирующий поток воздуха токоприемника ТЛ-13У от крыши вагона, подводят специально вплотную. Изначально, токоприемники весили достаточно много, в силу большого количества деталей. Это отрицательно сказывалось на общих показателях моделей электровозов, и было решено изготавливать запчасти из пологих материалов, а раму и детали тяги из труб. Чтобы защитить устройство от ударов, оно крепится с помощью кареток (специальный механизм, имеющий высокую упругость).

          Токоприемник ТАсС-10

          ТА – аббревиатура, означающая «токоприемник ассиметричный». Максимально поднимается на 2100 мм. По строению он схож с остальными токоприемниками, располагающимися на крыше составов. Каретки и рамы выполнены из алюминия. Функционирует с помощью сжатого воздуха, поступающего через магистрали питания и усиливающие силу несущего рычага.

          По времени, полоз токоприемника ТАсС-10 опускается всего в 3-6 секунд. Поднимается за 7-10 секунд. Во время движения, номинальный ток составляет 1300А, напряжение – 25 кВ.

          Токоприемники серии ТАсС используются для обеспечения грузового и пассажирского движения по железнодорожным путям и в наше время. Кроме ТАсС-10, популярным является токоприемник ТАсС-16, ТАсС-22 и др. Они позволили снизить риск в кризисных и аварийных ситуациях. При работе с высоким напряжением это является немаловажной задачей на железной дороге.

          Токоприемники ТАсС-16 созданы с учетом работы при низких температурах. Установлено, что при сильном морозе работа токоприемников затруднительна. Теряются их свойства в бесперебойном обеспечении электровоза током, и приводит к нарушению движения при частых поломках локомотивов.

          Из-за погодных условий, с 2008 года удельное число поломок увеличено на 50%. Кроме морозоустойчивости, последние модели токоприемников направлены на экономию ресурсов. Меньшее потребление тока с большей силой тяги достигнуто с помощью тестовых испытаний и изучения этих устройств. Исследуются возможности создания оболочек для токоприемников с целью обеспечения бесперебойной работы и отсутствию воздействия окружающей среды.

          Каждое нововведение в строительстве электровозов приводит к необходимости повышения квалификации работников железной дороги. Машинисты в обязательном порядке проходят обучение по работе с такими важными деталями, как токоприемники. С учетов высокого напряжения неправильное вмешательство в работу детали может привести к необратимым последствиям. Токоприемники производятся на тех же заводах, что и электровозы. В случае необходимости, ремонтируются или заменяются в кратчайшие сроки, т.к. легко демонтируются с локомотива.

          На сегодняшний день последние модели токоприемников полностью отвечают требованиям моделей электровозов, гармонично функционируя с остальными деталями локомотивов.

          Регулировка давления токоприемника на контактный провод

          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
          ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

          НАЦИОНАЛЬНЫЙ
          СТАНДАРТ
          РОССИЙСКОЙ
          ФЕДЕРАЦИИ

          ГОСТ Р
          54334-2011

          ТОКОПРИЕМНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
          ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

          Общие технические условия

          Стандартинформ

          Предисловие

          Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

          Сведения о стандарте

          1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») совместно с Омским государственным университетом путей сообщения (ОмГУПС)

          2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

          3 УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2011 г. № 143-ст

          4 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 применительно к объекту технического регулирования — электровозы и электропоезда, а также требования технического регламента «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 применительно к объекту технического регулирования — электропоезда:

          — пункты 5.1.2, 5.1.7, 5.1.11 (в части требований основных технических показателей и устройства аварийного опускания);

          — пункты 7.3.8, 7.3.9, 7.3.13, 7.5.1 — устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности

          5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

          Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправокв ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

          голоса
          Рейтинг статьи
          Читайте так же:
          Проверка и регулировка пучка света фар
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector