Nara-auto.ru

Автосервис NARA
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КПП на Камаз с делителем — ремонт и обслуживание

КПП на Камаз с делителем — ремонт и обслуживание

Коробка переключения передач (КПП) является необходимым для любого автомобиля устройством. С его помощью осуществляются изменения в крутящем моменте мотора и последующая передача этого момента на рабочие мосты. КПП с делителем на автомобилях марки КАМАЗ способствует проведению в довольно широком диапазоне регулировок как тяговых характеристик, так и скоростных, тем самым использовать силовой агрегат машины с наибольшей эффективностью.

Устройство коробки на КАМАЗах

Устройство камазовской КПП с делителем

Устройство КПП, которая используется на моделях КАМАЗа, не имеет значительных отличий от аналогов, используемых иными производителями тягачей. Однако некоторые конструктивные особенности у нее имеются.

Самые распространенные конструкции КПП, устанавливаемые на КАМАЗы, называются модель 14 и модель 15. Они сконструированы по следующему принципу. В картере монтируются сразу несколько валов: промежуточный, ведомый и ведущий. Все они оснащены шестеренками и синхронизаторами. Обособленным блоком устанавливаются лишь шестеренки передачи, отвечающей за движение назад. Кроме того, верхняя часть коробки оснащается отдельным блоком, в котором находится механизм изменения скоростей.

Как обслуживать КПП на КАМАЗе

Снятие камазовской КПП для ремонта

Для того чтобы КПП автомобиля служила как можно дольше необходимо периодически проводить техническое обслуживание этого устройства. Заключаются эти нехитрые мероприятия в регулировке привода переключения скоростей, величины зазора в клапане активации делителя, а также в периодическом обновлении масла.

Замена масла в КПП КАМАЗ с делителем должна производиться не менее раза за период года. Это при условии, что автомобиль не должен между двумя заменами проезжать более девяноста тысяч километров. В моделях, которые задействованы при строительстве крупных объектов, для перевозки груза в карьерах или работают в иных сложных условиях, менять масло придется в несколько раз чаще. Таким образом, продолжительность периода работы масла может разниться от рекомендуемой производителем. Это напрямую зависит от тех условий, в которых автомобиль эксплуатируется, а также от модели коробки, установленной на машине.

Произвести проверку того, насколько соответствует уровень масляной жидкости в коробке рекомендуемым параметрам можно при помощи специального указателя, который располагается на пробке горловины. Этот вариант используется для проверки моделей 14 и 15. КПП с индексом 161 и ZF проверить уровень масла можно при помощи контрольных отверстий, которые располагаются на корпусе коробки.

Замену масла необходимо производить при прогретом до рабочей температуры двигателе, так как в этот момент масло имеет низкую вязкость. Удалить отработанное масло можно через специальные отверстия для слива, располагающиеся в нижней части коробки. В модели 161 придется дополнительно вывернуть масляный фильтр.

Поломки КПП на КАМАЗах

Характерные поломки камазовского делителся КПП

Наиболее частой поломкой КПП КАМАЗов является износ деталей. Решить такую проблему можно только заменой старого элемента конструкции.

Иногда возникают проблемы, к примеру, автоматическое выключение передачи или же трудности при ее включении, причина которых кроется в нарушении регулировок механизмов и узлов коробки. В таком случае стоит просто вернуть техническое значение регулировок в исходное положение и проблема будет решена.

Почему и как часто нужно промывать систему охлаждения автомобиля, а также какие лучше всего использовать очистители смотрите здесь. Какое масло следует заливать в двигатель и на что необходимо обратить внимание при выборе читайте тут.

Устройство делителя КПП автомобилей КАМАЗ

Чтобы произвести ремонт необходимо хорошо знать, как устроена конструкция либо под рукой должна быть схема КПП КАМАЗ с делителем. Непосредственно делитель передач является механическим редуктором, главная задача которого повышать передаточные отношения основной коробки передач. Конструкция делителя состоит из следующих компонентов:

  • две шестерни;
  • блокирующие синхронизаторные кольца обеих сторон;
  • синхронизаторная муфта с зубчиками;
  • два типа валов;
  • корпус устройства;
  • вилка, предназначенная для переключения скоростей, а также рычаг для этих целей и вилочный валик.
Читайте так же:
Регулировка регулятора тнвд камаза

Ремонт делителя КПП автомобилей КАМАЗ

Проведение ремонта делителя камазовской КПП

Перечень ремонтных работ делителя КПП состоит из разборки конструкции устройства, затем идет процесс дефектовки и замена изношенных элементов, далее процесс сборки и проведении испытаний.

Разборка конструкции делителя производится по следующему алгоритму:

  • сперва демонтируется вилка включения скоростей, чтобы это сделать, необходимо снять воздушный переключатель, раскрутить и расстопорить крепежные болты и вынуть валик;
  • демонтируется синхронизатор;
  • выполняется единовременное снятие вала и вилки, расположенной на выжимном;
  • раскручиваются элементы крепежа, которые удерживают на первичном валу крышку заднего подшипника. Далее эту крышку надо снять;
  • вместе с подшипником надо демонтировать сам вал, при этом нужно совместить зубчики второго вала и вырез, располагающийся на ведущей шестеренке;
  • благодаря наличию резьбовых отверстий, которые сделаны специально на промежуточном валу для легкого снятия, демонтируется крышка подшипника;
  • далее нужно раскрутить и расстопорить несколько элементов крепежа, чтобы снять опорную подшипниковую шайбу, а также на ведомом валу демонтировать роликовый подшипник. Для непосредственного снятия подшипника придется удалить стакан, где он располагается. Для этого достаточно раскрутить болты крепежа;
  • снятие подшипника производится в совокупности со стаканом;
  • затем нужно выбить вал и вынуть подшипник из корпуса делителя. Для этих целей лучше использовать деревянный брус. Ни в коем случае нельзя выбивать вал при помощи молотка. Это может повредить детали;
  • остается лишь разобрать первичный вал. Для решения этой задачи потребуются тиски, так как конструкцией предусмотрена стяжная гайка, имеющая резьбу на левую сторону. В тиски зажимают шлицевую часть вала, после чего можно снять маслонагнетательную шайбу, а также роликовый и подшипник с втулкой и ведущую шестерню.

После того как дефекты деталей конструкции будут выявлены, необходимо либо их устранить, либо заменить изношенные детали на новые. Для того чтобы в дальнейшем не прибегать к ежемесячному ремонту коробки использовать лучше всего только оригинальные запчасти от производителя. Благо приобрести детали для делителя КПП на марку отечественного автомобиля не такая большая проблема. Да и качество сборки «родных» запчастей всегда выше, нежели у китайских аналогов.

Сборка делителя производится в обратной последовательности.

Последний, но немаловажный этап ремонта, заключается в проверке исправностей всех деталей и механизмов устройства после сборки. Также уделить внимание стоит и проверки комплексной работы самого делителя, неисправности в котором появляются не только в процессе его работы, но и после ремонта.

Читайте так же:
Карбюратор провалы ваз 2107 регулировка

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач на Камазе

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 на Камазе

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа Включение низшего диапазона в демультипликаторе на Камазе.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Читайте так же:
Регулировка гидрокорректора фар на ваз 21214

Делитель КАМАЗ

Для увеличения возможностей стандартных коробок переключения передач в конструкциях камских автомобилей часто используются дополнительные устройства – демультипликатор или делитель КамАЗ. Информацию о демультипликаторах вы тоже можете найти на нашем сайте, а сейчас поговорим о делителе…

По своей сути, это механический редуктор, та же коробка передач, но обычно лишь с двумя передачами – прямой и повышающей. В его конструкции присутствуют:

— пара цилиндрических шестерен;
— пара валов (промежуточный и ведущий);
— синхронизатор;
— механизм переключения.

Вал первичный делителя передач

1 152.1770050 Шестерня первичного вала делителя передач в сборе
6 14.1701034 Кольцо стопорное
7 15.1770092 Кольцо маслонагнетающее первичного вала
8 152.1770044 Вал первичный делителя передач
10 15.1770086 Втулка заднего подшипника первичного вала
14 170314Л Подшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89
16 870512 Гайка специальная М52х2-Л-6Н
18 870767 Штифт 4х12
20 870801 Шпонка призматическая 6х8х13
24 664913Е Подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами двухрядный без колец
25 664913Д Подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами двухрядный без колец

Вал промежуточный делителя передач

1 15.1770214-10 Вал промежуточный делителя передач
2 15.1770216-10 Шестерня промежуточного вала делителя

Устанавливается делитель передач КамАЗ после сцепления, но перед основной коробкой. Таким образом, количество передач доходящих до карданного вала остается неизменным, меняется лишь передаточное число на входе коробки переключения передач и как следствие увеличивается доступный диапазон передаточных чисел коробки без изменения ее собственной конструкции.

Конечно же, процесс управления КПП с делителем КамАЗ более сложен, чем для обычной коробки, но вовсе не потому, что требуются навыки переключении делителя. Для управления им используется переключатель крана управления, имеющий всего две позиции, и чтобы «щелкать» вверх-вниз особой хитрости не нужно. Гораздо важнее научится правильно подбирать сочетания передач делителя и основной коробки в зависимости от конкретики ситуации.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

В магазине компании «СпецМаш» найдется любая нужная вам коробка КамАЗ ЗИЛ с делителем в сборе, а также запчасти для КПП и делителей. На все узлы и комплектующие, реализуемые в нашем магазине, предоставляется официальная гарантия производителя. А еще, вас может заинтересовать тот факт, что наши коробки имеют повышенный ресурс эксплуатации, что подтверждается заключением, полученным после испытаний деталей в МАДИ .

Схема делителя КАМАЗ

3 14.1701039 Крышка подшипника первичного вала в сборе
5 14.1701306 Пробка сливная с магнитом в сборе
7 15.1770030 Картер делителя передач со втулками в сборе
9 152.1770040 Вал первичный делителя передач в сборе
11 152.1770160 Синхронизатор делителя передач в сборе
13 15.1770210-01 Вал промежуточный делителя передач в сборе
19 15.1771010 Механизм переключения делителя передач в сборе
21 15.1771110 Валик вилки механизма переключения с рычагом в сборе
25 15.1772100 Клапан редукционный управления механизмом в сборе
27 53205-3506040 Трубка подвода воздуха
40 740.1012085-10 Кольцо уплотнительное
43 14.1601018 Крышка картера сцепления
45 14.1601022 Крышка смотрового люка сцепления нижняя
47 14.1601030 Крышка картера сцепления верхняя
49 14.1601240 Крышка сальника вала выключения сцепления
51 14.1601242 Кольцо уплотнительное сальника
52 14.1601244 Кольцо сальника ГОСТ 6308-71
53 14.1701035 Прокладка регулировочная
55 14.1701036 Прокладка регулировочная
57 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
59 14.1701350 Рым-болт
61 14.1702029 Сухарь вилки переключения второй и третьей передач
63 15.1770036 Крышка люка картера делителя передач
65 15.1770038 Крышка люка картера делителя передач
67 15.1770236 Кольцо упорное переднего подшипника
69 15.1770238 Шайба упорная
71 15.1770239 Планка стопорная
73 15.1770244 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
75 15.1770246 Кольцо уплотнительное крышки подшипника
77 15.1770248 Прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала
81 15.1771026 Прокладка корпуса механизма переключения
83 15.1771062 Фиксатор штока механизма переключения
85 15.1771064 Пружина фиксатора штока
87 15.1771094 Вилка механизма переключения делителя передач
88 15.1772026 Прокладка корпуса воздухораспределителя
111 864009 Масленка 2.3.45 Ц6хр. ГОСТ 19853-74
113 4612735494 Подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце 70-50409АК
117 1/09026/21 Болт М6-6gх25
119 1/60432/21 Болт М8-6gх16
127 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
128 1/59709/21 Болт М10х1,25-6gх35
133 1/55404/33 Болт М12х1,25-6gх30
137 1/61015/11 Гайка М12х1,25-6Н
138 1/07913/11 Гайка низкая М14х1,5-6Н
141 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
143 1/05164/73 Шайба 6 пружинная
145 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
146 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
149 1/35301/21 Шпилька М12х1,25х18х30
150 1/18004/31 Шпилька М16х1,5х22х35
151 1/18006/31 Шпилька картера М16х1,5х22х45
152 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
153 1/04830/16 Штифт 12х35
153 1/04830/16 Штифт 12х35
154 1/01592/06 Заглушка 28
155 853066 Болт М10х1,25-6gх75
156 861002 Угольник ввертный
157 861026 Шайба
158 864221 Кольцо уплотнительное толкателя
165 870812 Шпонка сегментная 5х10х25
167 870833 Заглушка 43
169 870851 Шайба замковая 10
171 870855 Шайба специальная 10,5
173 870856 Шайба замковая 12,3

Читайте так же:
Регулировка крышки расширительного бачка калина

Зил -130

Зил -130

Дефекты деталей коробки передач КАМАЗ и их устранение

КПП КАМАЗ

Дефекты деталей коробки передач КАМАЗ

Коробка передач КАМАЗ устройство

Коробка передач изменяет крутящий момент по величине, и направлению, а так же обеспечивает длительное разъединение двигателя с трансмиссией. Коробка передач представляет собой пятиступенчатый редуктор с шестернями постоянного зацепления.

Масло к подшипникам шестерен вторичного вала подводится от масло накопителя масло нагнетательным кольцом, через соединительную трубку по осевому и радиальному каналам. Уровень масла измеряется щупом, установленном в пробке заливного отверстия.

КПП КАМАЗ

КПП КАМАЗ

Привод коробки передач механический, дистанционный. Представляет собой систему рычагов и тяг. Безударное включение передач обеспечивается синхронизаторами.

дефекты деталей коробки передачи их устранение.

Основные дефекты деталей коробки передач — это износ, поломка или выкашивание зубьев шестерен, износ шлицов, мест посадки подшипников, трещины и обломы картера и др. Трещины в картере заваривают газовой сваркой с предварительным подогревом его. Изношенные подшипники заменяют новыми.

выкрашивание зубьев

выкрашивание зубьев

При мелких выкрашиваниях на краях зубьев шестерен их зачищают наждачным камнем. При износе зубьев большем чем на 0,2—0,3 мм по толщине и при неравномерном износе их по длине более чем на 15% шестерни ремонтируют наплавкой или электроэрозионной обработкой с последующей механической обработкой зубьев.

обломы картера

обломы картера

Изношенное углубление на ползунах исправляют абразивным бруском, при этом необходимо следить, чтобы. Не был смещен центр углубления. При большом Износе углублений на ползунах и образовании канавок на перемычках между ними старое углубление можно заварить и на некотором расстоянии от него выпилить новое.

лопнул картер

лопнул картер

Изношенные шарики и ослабшие пружины механизма переключения заменяют новыми. Погнутые вилки переключения правят в холодном состоянии под прессом. При наличии на вилках трещин их заменяют новыми.

Читайте так же:
Регулировка штока главного тормозного цилиндра ваз 2106

электроэрозионная обработка

электроэрозионная обработка

Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетом.

Причина неисправности Не полное выключение сцепления (сцепление ведет)

Метод устранения Отрегулировать свободный ход агрегатов привода сцепления

Включение передач с ударом и скрежетом

Причина неисправности Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки

Метод устранения Заменить синхронизаторы

Большое усилие на рычаге переключения передач

Причина неисправности Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки.

Метод устранения Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 185

Включение передач с ударом и скрежетом в делителе

Причина неисправности Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки. Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем. Разрыв мембраны редукционного клапана. Износ сухарей вилки переключения передач делителя.

Метод устранения Заменить синхронизаторы. Отрегулировать редукционный клапан или разобрать и промыть. Заменить мембрану. Отрегулировать зазор между кареткой и сухарем вилки переключения передач.

Самовыключение передач на ходу

Причина неисправности Неполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износ вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов.

Метод устранения Устранить неисправности, заменить изношенные детали.

Передачи не включаются

Причина неисправности Разрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей дистанционного привода управления коробкой. Поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов.

Метод устранения Заменить неисправные детали. Отрегулировать привод или заменить изношенные детали. Заменить синхронизаторы.

Не включаются передачи делителя

Причина неисправности Заедание поршней воздухораспределителя. Разрегулировано положение упора клапана включения. Поломка упора клапана. Засорение пневмосистемы управления делителем. Обрыв троса крана управления делителем.

Метод устранения Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить упор. Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны. Заменить трос.

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

Причина неисправности Износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников.

Метод устранения Заменить неисправные детали.

Течь масла из коробки передач

Причина неисправности Износ манжет или потеря ими эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям.

Метод устранения Заменить манжеты. Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector