Nara-auto.ru

Автосервис NARA
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Тормозная система предназначена для остановки различных механизмов или транспортных средств. Другое ее предназначение – предотвращение движения, когда прибор или машина находятся в покое. Существует несколько разновидностей этих устройств, среди которых ленточный тормоз является одним из самых удачных. Перед тем как использовать прибор с таким механизмом, нужно подробно изучить его устройство, виды и принципы действия.

Что это такое

Во время спуско-подъемных операций, которые выполняет буровая лебедка, на газовых и нефтяных скважинах используется такое устройство, как ленточный тормоз. Он выглядит как упругая стальная полоса, которая огибает тормозной шкив. Конструкция прибора очень проста и представляет собой ленту для торможения с фрикционными колодками, закрепленными на станине, рычаг на коленчатом валу и пневматический цилиндр. Последний элемент начинает работу в то время, когда наибольшее усилие бурильщика составляет больше 250 Н.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Лента сообщается с набегающим краем, закрепленным на станине. Другой конец пропущен через тягу и идет к тормозному рычагу. При натяжении ленты он притягивается к движущемуся шкиву и происходит торможение. Некоторые конструкции предполагают применение внутренних лент.

Ленточные тормоза по принципу действия подразделяются на несколько подвидов. У них может быть разная схема работы. Основными разновидностями являются:

  • дифференциальный;
  • суммирующий;
  • простой.

Несмотря на то, что эти конструкции различаются между собой, они имеют одинаковый принцип действия: для того чтобы механизм полностью остановился, нужно задействовать ленточное устройство, воздействующее на тормоз.

Простой

В этом виде ось, вращающая рычаг, берется за точку наивысшего натяжения. У простого ленточного тормоза устройство элементарное. Он представляет собой прибор, выполняющий действие одностороннего порядка. Когда шкив начинает вращаться в другую сторону, он имеет уже замыкающую силу, которая создается весом груза. Наивысшее натяжение возникает на краю ленты, прикрепленном к кольчуге. Эта сила в несколько раз меньше, чем при движении шкива в направлении по прямой. Значит, тормозной момент тоже будет слабее. По этой причине простой вид применяют при подъемах, где не нужно, чтобы тормозной момент при движении туда и обратно был одинаковым. В этом устройстве есть возможность увеличить силу торможения во время опускания груза, так как при поднятии хватает меньшего усилия.

Дифференциальный

Данное устройство имеет тормозной рычаг, на котором закрепляются два конца от ленты с обоих краев от точки вращения. Принцип работы ленточного тормоза дифференциального типа не очень сложен. Силы по отношению к оси вращения рычага на тормозе действуют несоразмерно. Тормозной момент рассчитывается по специальной формуле с учетом веса груза.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Если сделать небольшое значение замыкающий силы, то этот показатель будет стремиться к бесконечности. Это означает, что само натяжение тормозной ленты возникает благодаря силе трения между ней и шкивом. Преимущества этого вида ленточного тормоза заключаются в малой замыкающий силе. Он применяется очень редко из-за большого количества недостатков, к которым относятся:

  • захватывание шкива с толчками;
  • небольшой процент торможения, когда изменяется направление движения шкива;
  • усиленный износ деталей.

Кроме того, его нельзя применять на лебедках с машинным приводом из-за ощутимого изменения тормозного момента и склонности устройства к самозатягиванию.

Суммирующий

Устройство представлено двумя концами ленты, соединенными со стопором для торможения с той стороны, где находится вращающаяся ось. Плечи или длины рычагов, на которые действует сила, соразмерны оси движения. Они бывают как разными, так и равными по величине. Если сделаны равные плечи, то такой показатель, как тормозной момент, совершенно не зависит от того, в каком направлении вращается шкив.

Суммирующий ленточный тормоз чаще всего применяют в устройствах, где нужен стабильный фиксирующий момент при обратном и прямом вращении вала. Например, в промышленных машинах, где происходит передвижение поворота. Для создания определенного момента торможения в этом виде устройства необходима большая сила, чем в самом простом ленточном тормозе.

Преимущества

Ленточные тормоза часто применяют для создания разного вида подъемников и кранов. Несмотря на простое устройство, эти механизмы являются очень надежными. Инженеры-проектировщики называют следующие преимущества ленточных тормозов:

  • небольшие размеры;
  • легкость в обслуживании;
  • несложная конструкция;
  • возможность добиваться больших тормозных моментов при увеличении угла охвата.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Из всех разновидностей самыми востребованными являются простые ленточные механизмы. Их легче регулировать. Кроме того, с помощью несложных вычислений можно выполнить расчет ленточного тормоза. Вычислить вес груза и силу торможения.

Недостатки

К слабым местам ленточных тормозных конструкций принадлежит быстрый износ деталей. Из-за этих неполадок приходится часто выполнять ремонт. К другим недостаткам относятся:

  • неравномерное распределение давления на дугу охвата;
  • сложность расчетов силы, которая изгибает тормозной вал;
  • зависимость от того, в каком направлении вращается шкив;
  • частые повреждения стальной ленты.

Последняя поломка может привести к аварии из-за обрыва ленты. Низкая эксплуатационная надежность ленточных механизмов приводит к тому, что их в последнее время стараются заменять на колодочные. Эти тормоза имеют более продолжительный ресурс работы и изнашиваются не так быстро.

Где применяются

Ленточные тормоза устанавливают на всех устройствах, где необходим усиленный фиксирующий момент. Они широко применяются во многих сферах благодаря тому, что конструкция небольшая, несложная в обслуживании, и в то же время способна развивать достаточное тормозное усилие.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Чаще всего их устанавливают на крановые конструкции разного типа, к которым относятся башенные краны, лебедки, буровые установки. Кроме того, применяются ленточные тормоза на АКПП, токарных станках, мототехнике и малых тракторах.

Регулировка

Если все системы и механизмы прибора исправны, но нет достаточного торможения, нужно выполнить регулировку этого устройства. Она выполняется в такой последовательности:

  1. Для начала следует проверить, насколько изношена фрикционная накладка (если этот показатель составляет половину от начальной толщины, то следует ее заменить).
  2. При помощи гаек отрегулировать пружину, установив прижатие на 71-73 мм.
  3. Закрутить болт 10 до тех пор, пока тормозная лента не будет упираться в шкив тормоза.
  4. Затем ослабить на один оборот и зафиксировать.
  5. Переместить размыкатель с помощью регулировочного винта, сделать длину от коромысла до головки болта 11-13 мм.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

После того как процедура регулировки полностью выполнена, следует проверить тормоза. Для этого груз с максимальным весом поднимают на высоту 10-20 см и проверяют, насколько хорошо работает после регулировки ленточный тормоз. При этом вентиль, который соединяет магистрали гидромотора на механизме подъема, должен быть открыт.

Читайте так же:
Подсветка регулировки фар акцент

Ремонт

Если операции по спуску и подъему грузов выполнялись длительный период, то колодки изнашиваются намного быстрее. В этом случае нужно следить за тем, чтобы работа двух лент, необходимых для торможения, выполнялась одновременно. При неравномерном функционировании нужно выполнить выравнивание. Когда проведена диагностика неполадок, можно приступить к их устранению. Причины неисправности деталей ленточного тормоза можно узнать из руководства по обслуживанию.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Для осуществления ремонтных работ прибор необходимо сначала растормозить устройство так, чтобы лента освободились. Немного расслабить контргайки, а затем потянуть ленты при помощи вращения стяжек. Так обеспечивается одинаковый круговой зазор в 3-5 мм. Он должен находиться между тормозными шкивами и колодками. После этого снова делается затормаживание для того, чтобы зазоры между стаканами пружин и балансиром были одинаковы. Если этот показатель не равен, то тормоз снова расслабляют и подтягивают стяжку с той стороны, где зазор меньше. Это несложно сделать, если опустить противоположную стяжку на такое же расстояние. Когда зазоры одинаковы, можно затягивать контргайки.

Тормозные ленты подлежат замене, если износ колодок составляет более 1 см. При таком показателе нужно снять кожух и убрать оттяжные пружины, приходящее сверху. Теперь можно снять ленты со шкивов, извлечь их наружу. После того как заменили тормозные колодки, выполняются те же действия, только в обратном порядке с последующей регулировкой системы.

Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт

Барабанный вал подлежит ремонту, если тормозные шкивы, которые к нему относятся, сильно изношены. Для того чтобы определить, нужно менять эту запчасть или нет, следует выполнить замеры. Когда износ шкивов составляет более 1 см с каждой стороны, то их заменяют на новые. Для ремонта придется демонтировать такие элементы ленточного тормоза, как муфту, гидравлический тормоз и кожух лебедки. Кроме того, расслабляются тормозные ленты для получения доступа к шкивам.

Обслуживание

Если устройство, на котором стоит ленточный тормоз, эксплуатируются правильно, то долгий ресурс работы ему обеспечен. Однако для того, чтобы не случилась авария, нужно каждую неделю проверять механизмы. Когда изнашиваются колодки тормозных лент, значительно расслабляется ход штока пневмоцилиндра. В этом случае нужно подтянуть ленты и отрегулировать тормозной блок. Еще одно устройство, которое подлежит техническому обслуживанию на ленточном тормозе, – это барабанный вал. Как правило, он работает очень долго, а если тормозные шкивы, примыкающие к нему, изнашиваются, то выполняется замена этой детали.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы

Тормозная система грузового автомобиля— ключевой узел, отличающийся большим количеством элементов, увеличенными размерами и массой, а также более высокими требованиями к надежности. Современные грузовики комплектуются тормозами с пневмоприводом, работающими на принципе сжатого воздуха и поддерживающими необходимое давление в системе.

  1. Отличия тормозной системы грузового и легкового автомобилей, классификация по принципу действия
  2. Четыре типа тормозов
  3. Основные рабочие элементы тормозной пневмосистемы
    • Компрессор
    • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)
    • Колесные рабочие цилиндры
    • Регулятор давления
  4. Принцип работы пневматических тормозов, взаимодействие рабочих элементов
  5. Итоги

Ниже подробно рассмотрим, какие бывают виды тормозных систем, в чем их отличия и особенности. Отдельно разберем порядок и нюансы работы пневматической тормозной системы, а также принципы взаимодействия ее узлов.

Отличия тормозной системы грузового и легкового автомобилей, классификация по принципу действия

Тормозная система грузового автомобиля

Конструктивно тормозные системы грузовика и легковой машины почти не отличаются. Главной особенности являются габариты и вес комплектующих узлов. Условно тормоза грузовика бывают следующих видов (по принципу действия).

Механические

Применяются в системе ручного / стояночного тормоза. В состав механизма входят рычаги, тяговая система, уравнители и другие элементы. Приводной узел подает ручнику информацию о фиксации автомобиля на одном месте даже при нахождении под сильным наклоном. Применяется механизм на парковке, во дворе и других местах, когда необходимо обеспечить нахождение машины на одном месте и избежать ее скатывания.

Гидравлические

Распространенный вид приводного механизма, востребованный, как правило, на легковых автомобилях. Конструктивно в состав привода входит гидроусилитель, педаль, цилиндры тормозов и колес, трубки и трубопроводы. В такой системе сочетается эффективность работы, доступность, легкость обслуживания и возможность покупки комплектующих во всех автомобильных магазинах.

Конструктивно гидравлические тормоза бывают:

Дисковые

Отличаются надежностью и эффективностью. Конструктивно состоят из накладок, охватывающих диск, установленный и вращающийся на колесной ступице. При срабатывании тормоза работает приводной механизм, воздействующий на накладки. Последние сдавливают на диск с двух сторон, тормозят его и останавливают транспортное средство.

Барабанные

Более доступный вид тормозов, предусматривающий установку специальных накладок внутри барабанной полости. После нажатия педали колодки расходятся и контактируют со стенкой барабана, предотвращая вращение колеса. Чем сильнее нажатие на педаль, тем быстрей останавливается транспортное средство.

Барабанный тормозной механизм проигрывает дисковому по всем параметрам. Чтобы сэкономить на изготовлении автомобиля, производители часто ставят дисковый вариант спереди, а «барабаны» остаются для задней оси.

Гидравлический привод появился еще в 1910-1915-х годах, а в автомобилестроении применяется с 1924-го. Популярность обусловлена одновременным торможением колес, небольшим временем срабатывания (до 0,2 с), высоким КПД на уровне 90%, небольшими габаритами / массой и простой конструкцией.

Пневматические

Тормозная система с пневматическим приводом— наиболее распространенный вид тормозов для грузовых автомобилей и специальной технике.

На легковых машинах они не применяются. По особенностям работы система имеет много общего с гидравлической с той разницей, что главным рабочим элементом является не жидкость, а воздух, поступающий под давлением с помощью компрессора.

После нажатия на педаль воздух направляется к тормозным элементам и обеспечивает их работу. Дополнительно применяются и другие виды тормозных систем— вакуумная, электрическая и комбинированная. Они используются реже, поэтому не будем останавливаться на них подробно.

Четыре типа тормозов

Для надежности в грузовых автомобилях применяется целый комплекс тормозных узлов. Так, система грузовика условно делится на четыре типа:

  1. Основная (рабочая). Применяется для уменьшения скорости движения авто вплоть до полной остановки. Может работать на пневматике, гидравлике или механике, бывает комбинированной. Работает совместно с АБС, которая помогает избежать блокировки колес в сложных дорожных ситуациях (при резком нажатии на педаль). Для облегчения работы тормозов предусматривается усилитель, работающий на базе вакуума или подачи воздуха под давлением.
  2. Стояночная тормозная система автомобиля. Используется для фиксации машины на дорожном покрытии. Активируется с помощью рукоятки, установленной возле водителя. На грузовиках с пневматической системой сзади смонтированы энергоаккумуляторы. В них предусмотрены пружины, удерживающие колеса в одном положении. После подвода воздуха под давлением происходит сжатие пружин и отпускание тормоза. Конструктивно состоит из рычага, регулятора давления, тормозов колеса, выключателя, тросов и других элементов. Может применяться в случае отказа базовой тормозной системы.
  3. Запасная (резервная, аварийная) — отдельный механизм, страхующий основной узел. Отличается полной независимостью от рабочих тормозов, но может входить в их состав. В некоторых машинах такая система вообще не предусмотрена, а вместо нее применяется механический механизм.
  4. Вспомогательная. Используется для поддержания скорости грузовика на одном уровне в течение длительного периода. Как правило, подразумевает остановку с помощью мотора за счет регулирования подачи топливной смеси в камеру сгорания и закрытия трубопроводов впуска.
Читайте так же:
Устройство ремонт регулировка карбюратора к151д

Оптимальный вариант, когда в грузовом автомобиле применяются одновременно все озвученные выше системы, обеспечивающие безопасность эксплуатации и своевременную остановку грузовика даже в сложных условиях.

Основные рабочие элементы тормозной пневмосистемы

Как отмечалось, в грузовых машинах чаще всего применяются пневматические тормоза, которые конструктивно состоят из следующих элементов.

Компрессор

Монтируется на маховике силового узла и обеспечивает подачу воздуха с необходимым давлением. Он поступает через трубопровод, очищается, а после подается к цилиндрам компрессора.

При достижении давления в 0,7 МПа останавливается подача в пневматическую систему, а при снижении до 0,65 МПа —прекращается выход в атмосферу. Компрессор монтируется в передней части грузовика в непосредственной близости от мотора.

Работает от клиновидного ремня, объединяющего шкивы вентилятора охлаждения и компрессорного механизма. Давление определяется по манометру. После нажатия на педаль воздух подается в тормозные отсеки, а на следующем этапе колодки сжимаются и обеспечивают торможение.

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)

Главный тормозной цилиндр

Назначение узла состоит в восприятии усилия, которое передается от тормозной педали / рычага. Механизм отличается по конструктивным особенностям и принципу действия. В состав входит кожух цилиндра, поршень, уплотнители и соединительные узлы. В сложных конструкциях применяется два или более контуров с увеличенным количеством поршней. В некоторых версиях тормозных систем используются двойные цилиндры.

Возле ГТЦ предусмотрена емкость с тормозной жидкостью, которые соединяется с гидравлическим цилиндром. При использовании индивидуального бака он соединяется с ГТЦ с помощью резиновой трубы. Благодаря этой особенности, обеспечивается пополнение жидкости в случае течи, принятии лишнего рабочего состава при расширении и т. д.

К примеру, в грузовом автомобиле Газ 53 предусмотрено 2-контурная система, а ГТЦ имеет двухсекционное исполнение. Каждый из них работает со своим контуром. Также имеется две емкости, которые объединяются с ГТЦ через пру отверстий.

В новых моделях ГТЦ предусмотрены устройства, сигнализирующие об изменении объема жидкости в баке. В этом случае зажигается контрольная лампа на приборной панели, показывающая водителю о необходимости доливки.

Главными элементом является датчик, отличающийся поплавковой конструкцией и обеспечивающий замыкание контактной группы при снижении жидкости ниже допустимого уровня. При заливке системы необходимо удаление воздуха.

Колесные рабочие цилиндры

Один из главных узлов пневматической тормозной системы, обеспечивающий приведение в действие тормозов— рабочие цилиндры. Конструктивно состоят из двух поршней, которые обеспечивают передачу усилия и остановку автомобиля.

Для срабатывания этих элементов необходимо нажать на педаль тормоза. При ее удерживании происходит движение поршней, воздействующих на колодки и обеспечивающих замедление вращения барабана.

После отпускания педали происходит возврат поршня в первоначальное состояние, но с учетом установленного зазора. В случае износа тормозных колодок происходит смещение кольца вдоль цилиндра для поддержания оптимального расстояния.

Регулятор давления

В его функции входит контроль и поддержание необходимого давления в системе. При необходимости устройство подает дополнительный поток воздуха или спускает его для поддержания работоспособности системы.

Кроме рассмотренных выше узлов, пневматическая система грузовика включает в себя:

  • осушитель воздушного потока — защита от попадания влаги в систему;
  • 4-контурный защитный клапан — распределение воздуха по контурам и защита от утечки;
  • тормозной кран (ножной) — используется для управления тормозами;
  • ресиверы — баллоны, накапливающие необходимый запас воздуха;
  • камеры системы — для преобразования пневматики в механическое воздействие;
  • ручной рычаг — управление стояночной тормозной системой;
  • элементы АБС;
  • энергоАКБ;
  • манометр — показывает уровень давления;
  • индикаторы на рабочей панели и т. д.

Принцип работы пневматических тормозов, взаимодействие рабочих элементов

При пуске мотора запускается компрессор, который принимает воздушный поток и направляет его в тормозную систему до создания нужного давления. Этот параметр контролируется регулятором, который при необходимости выводит излишний воздух за пределы механизмов грузового автомобиля. На следующем этапе поток направляется в осушитель, где из него удаляются лишние добавки и убирается влага.

Очищенный и высушенный поток является гарантией стабильной и бесперебойной работы системы, в первую очередь в холодную погоду. Как правило, осушитель и регулятор находятся в одном корпусе, где дополнительно предусмотрен ресивер для регенерации.
После подготовки воздуха производится его распределение с помощью 4-контурного клапана в следующих направлениях:

  • Рабочие тормоза с отдельными ресиверами.
  • Дополнительная и стояночная тормозная система грузового автомобиля со своим ресиверным механизмом.
  • Питающий контур для других узлов, нуждающихся в воздухе (к примеру, пневматическая подвеска).

Ресиверы обеспечивают необходимый объем сжатого воздуха, подача которого регулируется водителем путем нажатия и опускания педали тормоза. Через специальный кран поток под давлением идет в камеры (сначала передние, а потом и задние). Далее штоки воздействуют на элементы разделения / сжатия колодок системы, и машина останавливается.

В контуре ручных и дополнительных тормозов воздух из накопителя идет к тормозному крану, управляющего воздушным потоком, к энергоАКБ. Последние монтируются на задней оси и имеют тормозной кран, обеспечивающий сброс лишнего давления.

Главным действующим элементом являются тормозные камеры, которые под действием пружин обеспечивают фиксацию автомобиля в стояночном положении. Наличие энергоАКБ позволяет исключить аварии, ведь остановка грузовика происходит даже при снижении давления ниже определенного уровня, то есть в аварийных ситуациях.

Параллельно из ресиверного механизма ручных и дополнительны тормозов идет питания к управляющему крану прицепа. Пневомсистемы машины и прицепного устройства объединяются с помощью специальных головок, а сигналы управления также подаются от тормозов машины.

Тормозная система грузового автомобиля

При наличии прицепа магистрали питания и управления коммутируются отдельно. При установке тормозных камер на прицепном устройстве с энергоАКБ формируется управляющая цепь для этих устройств. По магистрали поток воздуха обходит тормозной кран и заполняет ресивер прицепной конструкции. Далее пневматический сигнал идет к управляющей цепи крана, управляемого одним-двумя регулятора.

Читайте так же:
Как регулировать предохранительный клапан для водонагревателя

АБС грузовой машины и прицепной конструкции контролируют равномерность торможения. Они работают, благодаря модуляторам, датчиком угловой скорости, ЭБУ и информирующим лампочкам.

Важный элемент пневмосистемы— манометр, по которому можно увидеть давление, а также лампы-индикаторы разных цветов, обеспечивающие контроль и своевременное информирование о наличии сбоев в работе системы. Все необходимые сведения выводятся водителю на приборную панель.

Итоги

Тормозная пневматическая система — сложный механизм, состоящий из множества узлов. Каждый из элементов очень важен, ведь обеспечивает адекватность и прогнозированность эксплуатации грузового автомобиля в разных условиях.

При этом шофер должен знать устройство, особенности работы и назначение главных элементов, а также уметь делать простой ремонт тормозной системы. При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании тормоза грузовика никогда не подведут и выручат даже в экстремальной ситуации.

Регламент технического обслуживания лифтов

Приводимый ниже перечень обязательных мероприятий, выполняемых в рамках периодического ТО, является типовым, но не окончательным, он может варьироваться в зависимости от конкретной конструкции и требований ее изготовителя. Бригада специалистов будет приезжать каждый месяц: ежемесячное техобслуживание (так называемое ТО-1) включает минимально необходимый регламент работ, позволяющих поддерживать безотказность функционирования устройства и предотвращать возможные неисправности. Говоря проще, сюда входят визуальный осмотр элементов конструкции, различные проверки, регулировки и т. д.:

  • протирка и смазка направляющих кабины;
  • проверка крепления тросов, гидравлического штока или электрической лебедки;
  • протяжка всех резьбовых соединений;
  • регулировка механизмов приводов открывания дверей, а также их контактов;
  • проверка выключателей безопасности;
  • смазка и регулировка (по необходимости) дверей шахты;
  • проверка точности остановки кабины и устройства контроля загрузки лифта;
  • проверка натяжения ремней привода канатоведущего шкива и износа накладок тормоза лебедки;
  • визуальный осмотр ограничителя скорости движения кабины.

Ежеквартальное техническое обслуживание

Продолжительность визита мастеров составляет порядка 4 часов. Следующее по сложности техническое обслуживание грузовых и пассажирских лифтов проводится раз в 2–3 месяца (ежеквартальное обслуживание) и занимает до 6–8 часов, то есть не более одного рабочего дня. Помимо всех вышеперечисленных операций, сюда входят:

  • проверка срабатывания ограничителя скорости и концевых выключателей, установленных внутри шахты на верхнем и нижнем этажах;
  • диагностика тросов и ручьев канатоведущего шкива на изношенность;
  • регулировка направляющих башмаков кабины;
  • проверка и регулировка зазоров между тяговыми канатами и ограничителем их сбрасывания;
  • осмотр механизмов открывания дверей лифта, регулировка зазоров между створками и порталом, контрроликами каретки и направляющей линейкой, окном блока контроля и зубом защелки, а также роликами дверей шахты и неподвижной щекой отводки кабины, при необходимости — натяжка ремня привода каретки;
  • диагностика смыкания створок дверцы и усилия их статического сжатия;
  • осмотр приямка, проверка и регулировка натяжного устройства.

Кроме того, специалисты контролируют состояние пружин противовеса: разница между их длинами должна находиться в допустимых пределах.

Устройства безопасности лифтов работают по простому принципу: при возникновении любой неисправности соответствующий датчик подает сигнал на контроллер, который размыкает цепь электропитания привода кабины, и она останавливается. Тормоз лебедки является нормально замкнутым устройством, то есть при отсутствии электроэнергии он мгновенно блокирует тяговый трос.

Раз в полгода ко всем работам, входящим в ТО-1 и ТО-2 (ежеквартальное), добавляются:

  • диагностика усилия подтягивания клиньев ловителей (приспособлений, удерживающих кабину от падения в случае обрыва троса) к направляющим и зазора между ними;
  • проверка сопротивления изоляции проводов и силовых агрегатов лифта.

Техническое обслуживание электрооборудования, в том числе контроль целостности изоляции и шины заземления, проводится в соответствии с руководством по эксплуатации электроприводов и автоматики управления ими, а также согласно требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Ежегодное техническое обслуживание

Но наиболее сложным и дорогостоящим является ТО-4, выполняемое каждые 12 месяцев и длящееся не менее 2 рабочих дней. Сюда, помимо длинного списка, состоящего из всех указанных выше мероприятий, входит проверка устройств безопасности лифта в действии. Специалисты моделируют возникновение различных нештатных ситуаций, в частности, связанных с превышением максимально допустимой скорости движения кабины, неполного закрывания ее дверей, обрывом тягового троса и т. д., а затем смотрят, как поведут себя датчики и исполнительные механизмы, призванные предотвратить тяжелые последствия этих неисправностей, весьма опасных для жизни и здоровья пользователей.

Говоря официальным языком, ТО-4 включает в себя статические и динамические испытания лифта. Например, в его кабину помещается груз, масса которого существенно превосходит максимально допустимую для данного устройства. Суть опыта заключается в том, чтобы проверить тяговый канат (запас прочности этого узла многократно превышает заявленную грузоподъемность конструкции), а также надежность тормоза лебедки и обратного клапана в гидравлической магистрали. Все подобные проверки регламентируются Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ). На основании проведенных мероприятий составляются акты о полном техническом освидетельствовании приспособления и о допуске его в эксплуатацию — впрочем, в случае с частным домом зачастую ограничиваются лишь соответствующей отметкой в техническом паспорте.

Любое из проводимых ТО предусматривает проверку уровня масла в гидравлической магистрали. Относительная простота конструкции позволяет при его понижении быстро обнаружить место утечки и принять необходимые меры — как правило, это замена уплотнительных муфт, сальников и т. д.

Если же говорить о пневматическом приводе, давно известном на Западе, но пока экзотическом для России, то здесь кабина приводится в движение за счет вакуумного насоса, откачивающего воздух из верхней части герметичной трубы-шахты: возникающий перепад давления вынуждает лифт подниматься. Технически такая система, пожалуй, отличается наибольшей простотой, а ее ТО сводится к проверке герметичности шахты и надежности работы насоса, а также замене уплотнительного кольца на крыше кабины. Кроме того, диагностике подлежат устройства безопасности — уже упоминавшиеся ловители, датчики скорости движения подъемника, разгерметизации трубы и т. д. Наконец, контролируется функционирование приспособлений, обеспечивающих остановку кабины в крайних (верхнем и нижнем) положениях, а также плотность закрывания ее дверцы.

Все условия и пункты могут отдельно оговариваться и варьироваться в зависимости от типа оборудования.

Регулировка тормоза тельфера

Тормозной механизм в конструкции тельфера является очень важным элементом, так как от него напрямую зависит точность установки груза в нужном положении при его подъеме и перемещении по горизонтали.

Функции, которые возложены на тормоз электрической тали, следующие:

  • обеспечение безопасности работы грузоподъемного оборудования;
  • фиксация троса с грузом в необходимом положение по высоте;
  • оперативная остановка движения троса.
Читайте так же:
Регулировка клапанов бензинового двигателя мотоблока

Для уточнения: настройка тормозного механизма грузоподъемного оборудования отличается для разных видов устройств, к примеру, в механических узлах грузоупорного типа доступна настройка кран-балки для бесперебойной работы, даже в экстренных ситуациях.

Работа тормоза тельфера: особенности

Остановка происходит при смещении ротора в двигателе тельфера. Тормозной механизм может полноценно работать и при отсутствии подачи электричества и при перепадах входного напряжения. Все компоненты данного механизма размещаются внутри двигателя грузоподъемного оборудования.

Стоит отметить, что тормозные системы в импортном оборудовании и в тельферах российского производства отличаются по своей конструкции. Например, в самых распространенных иностранных грузоподъемных устройствах в конструкции присутствует вентилятор торможения с лопастями из алюминия, который обеспечивает охлаждение тормозов при их работе. Настройка срабатывания тормозной системы в таких тельферах производится с помощью специальной зажимной гайки.

Тельферы, произведенные в нашей стране, в основном оснащаются тормозной системой, состоящей из двух модулей: грузоупорного и основного тормозов. Грузоупорный тормоз используется для предупреждения падения находящегося в данный момент на подъемном механизме груза при отключении подачи питания, его срабатывание происходит в автоматическом режиме. Основной тормоз на российских тельферах имеет несколько вариантов конструктивного исполнения.

Виды тормозных систем в тельферах

  • Коническая.

Данная система представляет из себя диск-вентилятор, закрепленный на хвостовой части тали. Торможение производится следующим образом – ротор смещается под давлением специальной пружины. Если нужно остановить работу тали для того, чтобы зафиксировать груз неподвижно, тормоз плотно прижимается, блокируя работу двигателя. При отключении тормоза пружины ослабляются, ротор отводится обратно и двигатель запускается. Подстраивается такая тормозная система за счет поворота специального регулировочного винта.

  • Колодочная.

Колодочная система функционирует за счет гидравлического толкателя. При включении тормоза создается давление тормозной жидкости в системе, из-за чего поршень способствует движению штока, ослабляющего пружину. Все это вызывает плотное прижатие колодок к тормозному диску и остановке работы двигателя тельфера. Данные тормоза особенно требовательны к состоянию окружающей среды, поэтому требуют дополнительной защиты.

  • Дисковая.

Тормозная система дискового типа работает, аналогично предыдущей, с использованием давления жидкости. Гидропривод, воздействуя на рычаг, вызывает сдавливание пружины с помощью специального язычка, которая прижимает колодку к диску. При очередной подаче давления колодки освобождаются и работа тельфера продолжается.

  • Шарнирно-колодочная.

В конструкции такой системы присутствуют фрикционные ободки, которые соединены между собой. Не очень надежная система из-за использования дополнительных шарнирных соединений.

  • Ленточная.

В конструкцию ленточной тормозной системы входят муфта и барабан. По принципу работы данные тормоза сходи с дисковыми тормозами, только остановка производится с использованием фрикционной ленты и ее воздействия на пружину, которая и обеспечивает остановку механизма.

Обслуживание и эксплуатация тормозной системы тельфера

Любой вид тормоза, используемого в грузоподъемном оборудовании, требует обязательного регулярного обслуживания и ремонта, в противном случае тормоза перестанут гарантировать выполнение своей функции.

При работе тельфера, периодически необходимо производить технический осмотр тормозов, особенно, если подъемный механизм эксплуатируется с высокой интенсивностью и постоянной фиксацией груза в подвешенном состоянии. В процессе ТО нужно очистить механизм от всех накопившихся загрязнений, нанести смазку на предусмотренные для этого поверхности, заменить изношенные детали, проверить достаточно ли рабочих жидкостей в системах оборудования. Также, перед каждым запуском оборудования, необходимо несколько раз протестировать тормоза на срабатывание.

Регулировка тормоза грузового лифта

ГОСТ 28911-2015
(ISO 4190-5:2006)

Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления

Lifts. Control devices, signals and additional fittings

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" (ОАО "ЩЛЗ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 487-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 28911-2015 (ИСО 4190-5:2006) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 4190-5:2006* "Лифтовая установка. Часть 5. Устройства управления, сигнализации и дополнительное оборудование" ("Lift (Elevator) installation — Part 5: Control devices, signals and additional fittings", MOD).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст настоящего стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом*. Стандарт дополнен приложением ДА.

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе 2 "Нормативные ссылки" (кроме сноски) выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)

6 Настоящий стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 53388-2009 (ИСО 4190-5:2006)*

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011)

9 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к устройствам управления, кнопкам и сигнальным устройствам лифтов, учитывающим вид систем управления и условия использования.

Требования стандарта распространяются на устройства управления, сигнализации и поручень, которыми оборудуют новые лифты по ГОСТ 5746 и ГОСТ 8823*.

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) "Лифты грузовые. Основные параметры и размеры".

Читайте так же:
Регулировка давления на редукторе cpr

Стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов.

Стандарт не устанавливает требований на:

лифты, имеющие внутреннее, наружное, простое смешанное управление;

— специальные устройства управления и сигнальные устройства для больничных лифтов, лифтов для пожарных, лифтов, предназначенных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, устройства управления голосом и экраны управления касанием;

— любые устройства для повышения провозной способности лифтов с автоматическими дверями (регулирование временных задержек, кнопки закрывания дверей, оптические средства контроля дверного проема и т.д.);

— дополнительные устройства, которые изготовитель может ввести для улучшения обслуживания пассажиров групповыми лифтовыми установками (например, такие сигналы, как "следующая кабина", "не стойте в дверном проеме").

Настоящий стандарт может быть использован в качестве руководства при разработке и введении дополнительных сигналов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 5746 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

(ISO 4190-1:2010 Лифтовая установка. Часть 1. Лифты классов I, II, III и IV, MOD)

ГОСТ 8823-85* Лифты электрические грузовые. Основные параметры и размеры

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) "Лифты грузовые. Основные параметры и размеры".

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вызов: Команда в систему управления, подаваемая с этажной площадки для направления кабины лифта на данную этажную площадку.

3.2 приказ: Команда в систему управления, подаваемая из кабины.

3.3 пост управления: Устройство, предназначенное для подачи команды управления в систему электропривода и автоматики лифта.

3.4 устройство вызова персонала: Устройство, предназначенное для обеспечения вызова пассажиром (пользователем лифта) обслуживающего персонала.

3.5 внутреннее управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только из его кабины.

3.6 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только с погрузочных площадок.

3.7 смешанное управление: Вид управления, при котором команда на пуск или остановку лифта подается как из кабины, так и с этажных площадок.

3.8 режим "пожарная опасность": Режим, обеспечивающий прибытие кабины на назначенный посадочный этаж при поступлении в систему управления лифтом сигнала о возникновении пожара в здании, с исключением действия ранее поданных и выполняемых системой управления лифтом команд управления из кабины и с посадочных площадок.

3.9 одиночный режим работы лифтов: Работа лифта в соответствии с заданным алгоритмом работы.

3.10 групповой режим работы лифтов: Обеспечение работы нескольких лифтов, имеющих общие посадочные площадки, двери шахт, расположенные в пределах прямой видимости и управляемые от одного вызывного поста управления в соответствии с определенным, заданным алгоритмом работы.

3.11 кнопка: Кнопочный элемент, устанавливаемый в пост управления для подачи команды управления в систему электропривода и автоматики лифта.

3.12 простое смешанное управление: Управление, применяемое на одиночных лифтах, имеющих одну кнопку вызова лифта на этажной площадке и выполняющих одновременно одну из команд: вызов с этажа или приказ из кабины.

4 Устройства управления и сигнализации

4.1 Виды систем управления

4.1.1 Одностороннее смешанное собирательное управление при движении вниз

Вызов на этажных площадках регистрируется нажатием кнопок вызова, размещенных на каждом этаже. Если кабина свободна (стоит на каком-либо этаже и не имеет зарегистрированных приказов в кабине или вызов с этажей) или движется вниз, она будет направлена на наивысший вызов или ближайший вызов по направлению движения и затем на полученные этажные вызовы по ходу движения кабины на основной посадочный этаж. Команды управления, поданные из кабины лифта (приказы), регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения. При этом вызывной пост управления лифтом оснащается одной кнопкой.

Эта система управления применяется, когда пассажиропоток между верхними этажами незначителен: пассажиры используют лифт для перемещения с основного посадочного этажа на требуемый этаж и с определенного этажа на основной посадочный этаж (при этом имеется не более одного этажа ниже основного посадочного этажа).

Система предусматривает установку на каждом этаже одной кнопки вызова и может применяться при одиночной или групповой системе управления лифтами.

При наличии более одного этажа ниже основного посадочного этажа применяется сочетание системы одностороннего собирательного управления при движении вниз и одностороннего собирательного управления при движении вверх для обслуживания этажей ниже посадочного.

4.1.2 Двустороннее смешанное собирательное управление

Система смешанного двухстороннего собирательного управления предусматривает наличие в вызывном посту управления лифтом двух кнопок управления (вверх и вниз), устанавливаемых на каждом промежуточном этаже, и по одной кнопке для вызова кабины для поездки пассажира вниз, а другая — для поездки вверх на крайних верхнем и нижнем этажах.

Вызовы с этажей и приказы из кабины регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения кабины. Направление движения не изменяется до тех пор, пока не будет выполнен последний приказ (вызов), не требующий изменения направления движения. Такая система управления применяется при наличии междуэтажного пассажиропотока вверх и вниз. При этом лифт может работать как в одиночном, так и в групповом режимах управления.

4.1.3 Управление на этаж назначения

Описание управления на этаж назначения приведено в приложении А.

4.1.4 Групповая система управления лифтами

Групповая система управления лифтами предусматривает наличие общей системы выполнения вызовов с этажных площадок от одного кнопочного элемента по заданному алгоритму.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector